image

В Астраханском Театре Юного зрителя поставлен спектакль «Каштанка» по известному рассказу Антона Павловича Чехова. Инсценировщик рассказа, режиссёр и музыкальный оформитель  спектакля  – Андрей Николаевич Радочинский.

Первое впечатление от спектакля – ошеломление. Добрый, временами трогательный рассказ Антона Павловича Чехова о забавных приключениях милой дворняжки по имени Каштанка превратился на сцене в некую, порой даже в малопонятную фантасмагорию. Только в финале спектакля зрителям открывается, что им был показан нелепый сон, приснившийся  потерявшей хозяина, безмерно уставшей от его поисков Каштанке, уснувшей, в конце концов, на улице. В интерпретации Андрея Радочинского  рассказ Антона Павловича Чехова из реалистического произведения превратился в постмодернистское, в фэнтези. Инсценировщик и режиссёр вложил в него своё видение приключений Каштанки. О них рассказано с великолепной авторской фантазией, обогатившей чеховский рассказ сценами в постмодернистском стиле с привлечением приёмов площадного народного театрального действа далёкой старины.

От народного театра – условная, предельно лаконичная сценография (художник – Татьяна Колесникова), которая позволяет режиссёру и актёрам превращать сценическую площадку, почти ничего на ней не меняя, то в улицу, то в комнату клоуна-дрессировщика, то в цирковую арену. Следы постмодернизма видны в переосмыслении чеховского рассказа, в котором главной становится игровая пародийная стихия, наполненная иронией. Уже начало спектакля настраивает зрителей на ироническое отношение к представлению. На сцену выходят пятеро загадочных незнакомцев в чёрных костюмах, долго раскланиваются, махая шляпами, друг перед другом, затем перед зрителями. Наконец, устав от поклонов, достают из карманов небольшие книжечки и, забавно наигравшись ими,  начинают читать  рассказ Антона Павловича Чехова.

Эти незнакомцы – Авторы рассказа и спектакля, но они же и его персонажи. Как Авторы текста они время от времени что-то записывают в свои блокнотики, поясняют некоторые события и объявляют названия глав рассказа. А просто Автор актёра Юрия Ашаева постоянно присутствует на сцене. Он либо поясняет действие, либо читает текст рассказа, либо прогуливается среди других героев или проезжает среди них на велосипеде.  Другие Авторы появляются в образах героев. У актёра Кирилла Соболева кот (Фёдор Тимофеевич), к сожалению, лишён характерных для котов повадок. На сцене это кот-физкультурник, который либо по-собачьи прыгает на задних лапах, либо отжимается от пола на передних. Иван Иваныч (гусь) в исполнении Андрея Киевского лишён признаков птицы. Его гусь просто огромен в своём белом костюме, т.е. оперении. Единственным узнаваемым персонажем  предстала Хавронья Ивановна (свинья). В её образе актриса Виктория Яхтина создала кокетливую, игриво настроенную, озорную, жизнерадостную и очень смешную Хавронью, которая к тому же великолепно вращает обручи не только на «талии», но и на своей комической причёске-пирамидке. Вся сцена «в комнате с грязными обоями» в доме Незнакомца, человека очень серьёзного, всегда погружённого в свои клоунские проблемы, каким его представляет зрителям актёр Евгений Пшеничный, играется  её участниками, несмотря на отдельные просчёты, с юмором, в весёлом пародийном стиле.

В образе главной героини в спектакле занята молодая актриса первого выпуска факультета актёров драмы при Астраханской государственной консерватории Наталья Захарова. Каштанка не первая её роль на сцене ТЮЗа:  ещё будучи студенткой Консерватории Наташа сыграла роль внучки в спектакле «Красная шапочка». Её Каштанка жизнерадостна, полна любопытства, у неё добрая и чуткая душа. В доме Незнакомца, хотя и очень вкусно кормят, она чувствует себя одинокой. Все заняты собою. Даже поспать уютно негде: то надо устроиться на ночлег в огромном кресле. И Каштанка Наталья Захаровой проделывает нелепые, смешные, почти цирковые трюки вокруг этого кресла, пока её Каштанка не падает в изнеможении под него и засыпает. Только познакомилась с новыми друзьями, как ночью умирает гусь. Его смерть вызвала в душе героини Натальи Захаровой ужас: ей казалось, что Иван Иваныч своей болью и стоном заполняет всю комнату, вырастая до потолка, прежде чем исчезнуть из неё. Своим жалобным, тоскливым воем она оплакивает погибшего. Ничто не согревает Каштанку Натальи Захаровой в этом нелепом доме, её добрая душа тоскует о старом хозяине – Луке Александрыче, и он  несколько раз появляется в её странном сне.

У актёра Станислав Журавлёва Лука Александрыч – человек добродушный и, хотя немного под хмельком,  очень обаятельный. В одном из эпизодов он поёт знаменитый шлягер о «кусачей собаке», поёт просто, по-домашнему незатейливо. От его героя во всех сценах веет добротой и теплом человеческого сердца.

В конце концов, Каштанка Наталья Захаровой попадает на арену цирка, где должен состояться её дебют как цирковой актрисы. Вся цирковая сцена играется актёрами словно на одном дыхании, увлечённо, ярко, празднично, а общий танец под  стилизованный для балалайки «Полёт шмеля» Николая Андреевича Римского-Корсакова достойно венчает весь спектакль. Но дебют Каштанки не состоялся, т.к. она, услышав голос любимого хозяина, просыпается. Спектакль оставляет в душе тёплое, доброе чувство о силе истинной любви и преданности; о красоте искусства и жизни.

И. Колесова, кандидат искусствоведения

Опубликовано:23.11.2017