11.11.2021

Астраханский ТЮЗ поставил спектакль — загадку

image

10.11.2021 Каспий-ИНФО 

И 6 ноября спектакль Астраханского ТЮЗа «Жизнь взаймы», поставленный по роману Ремарка Андреем Радочинским, прошёл с аншлагом. А это уже третий  премьерный день. Интерес к спектаклю не снижается, несмотря на всевозможные социальные ограничения. Ведь он о жизни, которая тоже ограничена — пространством и временем, за которое нужно успеть понять, с кем же мы долны расплачиваться, кому  и чем отдавать долги за жизнь, взятую взаймы?

Судя по обсуждению спектакля в СМИ, соцсетях каждый получает на  этом магическом спектакле свой ответ на вопросы, которую волнуют, за которыми мы и приходим в театр. Так уж устроен мир и театр — и в людях, и в произведениях искусства мы видим, как правило, только то, что готовы увидеть, чему знаем название. И чем тоньше, значительнее спектакль, тем тоньше и точнее ответ. Не случайно художественный руководитель театра Сергей Тараскин говорил перед просмотром спектакля, что его хорошо бы обсуждать. Согласна! Мне кажется, театр мог бы устраивать такие обсуждения и в антракте, и после спектакля — в фойе, буфете. Для всех желающих. Поговорить будет о чём! 

Жаль всё -таки, что в нашем регионе ( ни в области, ни в Поволжье) не проходят театральные фестивали — конкурсы, которые уже прописались в Сибири.  Безусловно, новая яркая театральная работа Андрея Радочинского стала бы жемчужиной такого фестиваля. Говорят, что 6 ноября в зале были замечены театральные критики из Москвы. Неудивительно! Не знаю, что они напишут, как воспримут спектакль ( критики — тоже люди!). но уже сам приезд ценителей прекрасного говорит о высокой планке, которую взял режиссёр, известный своими сильными спектаклями. 

А я вдруг пожалела, что спектакль не видел признанный авторитет театрального мира, худрук театра Вахтангова  Римас Туминас. Уверена, он бы ему понравился. Именно Туминас подсказал мне, каким ключом открывается новое откровение Радочинского. В недавнем интервью Познеру Туминас сказал, что театр ставит спектакли не для зрителей, они — соучастники действия, театральное сообщество показывает спектакль небесам. Как точно.

Вот и на спектакле «Жизнь взаймы» мне казалось, что самого главного невидимого зрителя, Бога, режиссёр посадил, образно говоря, в зал рядом с нами. Мы смотрели на короткую историю жизни Лилиан ( Ксения Горбачёва) как бы со стороны, оценивающе, как боги. Достойна ли она лучшего будущего, так называемого рая? Больше, чем достойна! К концу спектакля она уже напоминает ангела.  

Но, наверное, уловить все оттенки сильного, гармоничного спектакля не просто. Да ещё с учётом того, что нам бросается в глаза прежде всего то, что близко нам самим. Вот поэтому  некоторые,  даже положительные отклики на спектакль так удивляют. Одна из журналисток пишет, что « согласно философии Ремарка, счастье — это покой, а покой — это принятие.»  Но какой же литературный критик подсказал ей эту мысль! Нет у Ремарка такой философии! И покой покою рознь. К нему по -разному приходят. 

Главная героиня спектакля приходит к принятию жизни, встретив любовь. Любовь становится её крыльями. Она путешествует по миру, как ангел без крыльев, не подозревая о  нашей общей  сущности.  Встречает равнодушие, красиво упакованную алчность, злобу, но вот её подхватывает любовь — и она тает.  

Но все ли зрители  видят, как рождается любовь? Один из театральных блогеров, всегда поражающий меня точностью формулировок, вдруг пишет, что хорошо бы убрать со сцены всех отрицательных героев, танцующих разряженных дам, мешающих ему любоваться главными героями. Но разве мы поняли бы состояние   Лилиан, Клерфэ без этих жизненных качелей? Если не опустишься до самого дна — не взлетишь. 

Вот, кстати, также возмущала театральную общественность страны  роль блогерши Ольги Бузовой, вдруг приглашённой в МХАТ на роль певицы. Кто только не написал в соцсетях, что она не умеет петь. Но ведь она играла в спектакле «Чудесный грузин» о юности Сталина именно даму с апломбом, которая не умела петь!

Безусловно, молодая актриса  театра  Ксения Горбачёва ( Лилиан) умеет в этом спектакле  всё, она невероятно хороша, хотя и говорила мне после прогона, что над этой ролью ей ещё работать и работать. Под стать ей и окружение. Мне кажется, это тот редкий спектакль ТЮЗа, в котором ни у кого нет проходных ролей. Даже эпизодические  и небольшие роли не теряются на фоне главных. Иван Быков (Клерфэ), похоже,был сам потрясён свалившейся на него любовью, к которой он не был готов. А уж кто только не восхищался игрой Сергея Тараскина, Андрея Киевского, Евгения Пшеничного!  

В общем, все были на высоте — в прямом и переносном смыслах. Всеми  главный зритель, о котором говорил Римас  Туминас, как мне кажется, любовался. И спектакль «Жизнь взаймы», безусловно, войдёт в число лучших, культовых спектаклей ТЮЗа.  Из театра после спектакля не хотелось уходить.Не взять ли тюзовцам пример с худрука прославленного театра? Его последний спектакль «Война и мир» длится с антрактами семь часов!Сдвоенные спектакли по романам Ремарка ( не  привязать ли к астраханской сцене «Трёх товарищей»?!) можно было бы начинать показывать  в выходные дни в обед и заканчивать вечером. 

Источник