29.04.2021

Чем интересен “Тёркин” современному зрителю?

image

Портал “Астракульт”. Каролина Виноградская. 26.04.2021.Музыкальный концерт с литературной основой впервые показали в ТЮЗе

О войне говорить всегда сложно. Понять и пережить то, что происходит на войне, ещё сложнее. Но при этом забывать о таких событиях, как Великая Отечественная война, нельзя. Поговорить на эту тему с астраханцами, воссоздав историю борца Василия Теркина на сцене, решили в ТЮЗе. Премьера состоялась 22 апреля.

Для реализации поэмы Александра Твардовского режиссёр Андрей Радочинский выбрал форму концерта. В результате постановка получилась довольно необычной. Сценография решена таким образом, что перед глазами зрителя предстает что-то похожее на кафе середины прошлого века. Здесь же мы видим четыре пюпитра и музыкальные инструменты (пианино, гитары, тамбурин). У края сцены притаился патефон. Чуть вдалеке – вешалка со старыми шинелями. И на фоне всей этой музыкальной атмосферы развешаны военные портреты. Экран на заднике сцены также транслирует фотографии с батальными сюжетами времен 40-х годов. Изображения подчеркивает хорошо поставленный свет. Чуть приглушенный, но все-таки акцентирующий внимание на этой братской могиле из фотографий.

 

Зритель также видит ещё одного персонажа, введенного режиссёром. Девушка (Ванда Блинова) в платье 40-х годов, с прической того же периода, сразу бросается в глаза. В отличии от других актеров, одетых в современные костюмы, она не говорит ни слова. Тем не менее, облик ее более, чем говорящий. По задумке режиссёра, она символизирует собою Память, выступающую связующим звеном между современным поколением в образе пяти рассказчиков и свидетелями ужасных событий середины прошлого столетия, присутствующих на сцене в виде фотографий. Хотя лично мне показалось, что героиня Ванды Блиновой вобрала в себя образ женщины (матери, жены, сестры), ожидающей своего защитника с фронта. Она аккуратно раскладывает ноты на пюпитр каждого из рассказчиков, бережно гладит папку, лежащую на пианино, со слезами на глазах смотрит на развешанные по сцене фотографии. Во всех этих движениях есть что-то материнское.

Складывается впечатление, что эта девушка из прошлого одинаково сопереживает как тем, кто попал в галерею памяти, так и тем пяти рассказчикам, примеряющим на себя историю Василия Тёркина. Образ человека, в котором сосредоточен для них образ всего русского народа, дух того поколения, которое стало свидетелем Великой Отечественной войны.

Источник