Детские капризы, особенно в общественном месте, которые, зачастую, возникают, как гром посреди ясного неба – кошмар, практически, для любого родителя.
Как правило, капризы, сопровождаются плачем и даже криком малыша. Ребенок может топать ногами, махать головой, падать на пол, кричать и плакать.
Слово «каприз» французского происхождения. Оно обозначает «упорство, упрямство; причуда, прихоть».
Капризы у детей разного возраста разные.
– Грудничок плачет чаще всего из-за дискомфорта, и это больше крик о помощи.
– В год, три, в пять лет малыш переживает определенные возрастные кризисы. Соответственно в эти периоды капризы правильнее было бы считать наполовину естественной психологической реакцией и они, по сути, являются не капризами, а проявлениями возрастных кризисов.
Совсем другое дело, когда ребенок начинает проверять родителей на прочность и определять границы дозволенного.
Как только ребенок понимает, что можно заполучить желаемое с помощью крика и плача, он начинает активно применять эти инструменты воздействия на взрослых.
Типичный пример – ребенок понимает, что родители покупают ему новые игрушки, когда он закатывает истерики в магазине, и будет постоянно пользоваться этим.
Как же реагировать на капризы и плачь ребенка?
Что нельзя делать:
1. Угадывать, что он хочет (предлагать всякие вкусности, сюсюкаться и т.д.). Это потакание.
2. Кричать, раздражаться, злиться или бить ребенка («Да когда ты заткнешься?!»).
3. Оценивать ребенка – «Да в кого ты такой истеричный!?», «Ну ты и нуда», «Ты как твой папа, эгоист». Так мы вешаем «ярлыки» и программируем на повторение подобного поведения.
4. Применять шантаж – «Не перестанешь плакать, не дам игрушку». Если применять этот способ часто, то это приучит ребенка говорить неправду и использовать шантаж против вас («Будете мне запрещать, буду прогуливать школу», «Не разрешите мне с ним встречаться, уйду из дома»…)
Такое поведение, лишь, показывает нашу беспомощность и воспитывает в ребенке неудачника.
Что можно делать:
1. Принять такое поведение ребенка («Я вижу ты сейчас кричишь, машешь руками … (описываем внешнее проявления поведения, только факты).
2. Спокойно спрашиваем – «Чем я могу помочь? Какая помощь тебе нужна?»
3. Если требования невыполнимы, говорим «Нет». К примеру: «Нет. Сейчас мороженное еще рано. Я переживаю за твое здоровье»; «Нет. Это вредно. Я забочусь о твоем здоровье» «Нет. Это дорого. Мы можем купить это в другое время» Так мы структурируем ребенка и ставим границы.
4. Если требования выполнимы, говорим – «Ты можешь сказать это по-другому. Так и скажи – Мама я не голоден, можно я поем попозже?» «Мне так понравилась эта игрушка. Когда мы сможем ее купить?» Так мы показываем как можно, оставаясь собой, менять свое поведение и говорить о своих потребностях и желаниях.
Даем послание – «не ты плохой, а твой поступок. Ты хороший, а поведение можно поменять».
Конечно, совсем избежать проявления капризного поведения ребенка не удаться, но можно научить его управлять своим поведением. Хорошей профилактикой послужит чтение сказок, просмотр фильмов и мультфильмов с последующим обсуждением.
Еще одним способом изменения детского поведения является поход в театр. Наблюдая и изучая поведение героев, погружаясь в живое действие, ребенок учится различать свои чувства и эмоции, выражать и говорить о них в открытой, конструктивной форме.