11.11.2022

Эстетика тридцатых под звуки оркестра: Астраханский ТЮЗ показал новый спекталь

image

Отборные астраханские новости. 11.11.2022

В эту субботу в Астраханском театре юного зрителя состоится премьера нового спектакля «В поисках капитана Гранта» по роману Жюля Верна. Для ТЮЗа это эксперимент — совместная постановка с Театром оперы и балета. Благодаря такому сотрудничеству спектакль, естественно, получился очень музыкальным и больше похож на мюзикл. На предпоказе побывал и корреспондент «Арбуза», который внимательно все посмотрел и послушал.

Основа спектакля — узнаваемая музыка из фильма «Дети капитана Гранта» 1936 года, написанная Исааком Дунаевским. Даже те, кто сам фильм никогда не видел, песню «Капитан-капитан, улыбнитесь» знают наверняка. Впрочем, не Дунаевским единым. Так, в одной из сцен внезапно заиграла песня из совсем другого фильма, но тоже 1936 года — «Семеро смелых». Персонажи Жюля Верна вдруг запели, что «штурмовать далёко море посылает их страна». Казалось бы, с чего вдруг? Ведь даже по сюжету страна никак поискам капитана Гранта не способствовала, герои все сами организовали, никто их никуда не посылал.

Ответ — в концепции. Дело в том, что весь спектакль сделан в эстетике тридцатых годов. Как рассказал режиссер Алексей Смирнов, в первую очередь он отталкивался от музыки к фильму. Если оркестр играет музыку тридцатых, то и оформление должно быть соответствующим, все-таки музыка несет на себе отпечаток эпохи. Одно потянуло за собой другое, в итоге получился спектакль «Дети капитана Гранта» в советском довоенном театре».

Помимо музыки, эту эстетику можно было заметить по декорациям, которые были весьма условными (картонная дикая природа, не менее картонные горы и волны, крупные надписи с названиями стран) и выполненными в стиле советских плакатов тех лет, по хореографии (на пресс-конференции прозвучала даже формулировка «советский шаг»), а также по одной из «фишек» спектакля, на которой стоит остановиться подробнее.

Зрители с самого начала видели как бы «спектакль в спектакле». Актеры играли не только персонажей Жюля Верна, но и актеров советского театра, который ставит Жюля Верна. Вот Дмитрий Юницкий появляется в роли художника-оформителя, у которого актеры требуют наконец-то выдать им костюмы, а вот он уже и сам в костюме играет географа Паганеля. Сами авторы назвали это «легким драмкружковым налетом». В конечном счете выглядит так, как будто вы пришли посмотреть не только сам спектакль, но и на то, как ставили спектакли лет девяносто назад.

Теперь о музыке. К сожалению, услышать живой звук оркестра удастся только зрителям первых показов — дальше будет звучать фонограмма, которая уже записана Театром оперы и балета. Впрочем, актеры-то все равно продолжат петь вживую, так что вряд ли разница будет сильно бросаться в уши. Тем более, что, к сожалению, оркестр даже почти не было видно — музыканты попросту не поместились на сцене ТЮЗа и сидели сбоку от нее.

Звук в целом удался — оркестром можно было заслушаться. Актеры тоже пели здорово. Вот, казалось бы, вообще это не специализация актеров ТЮЗа и непривычное для них амплуа, однако видно — и хорошо петь умеют, и репетировали много. Но все-таки вокал звукорежиссеры решили не вытаскивать на передний план, из-за чего слова песен разобрать было сложно — хорошо хоть это не влияет на сюжет. То ли виноваты особенности акустики зала ТЮЗа, то ли так было сделано намеренно: решили что певцы на сцене все-таки не оперные, зато оркестр профессиональный, вот и сделали его побольше.

Сюжет оказался сильно сокращенным. Все-таки в довольно короткий по времени спектакль (он идет около полутора часов) нужно было уместить и огромный роман, и песни, и оркестровые вставки, и вышеупомянутые моменты «актеры играют советских актеров, которые ставят «Детей капитана Гранта». Нет, поиски капитана Гранта не остановились на середине, он (спойлер) был найден, но все нюансы книги оказались за бортом театрального «Дункана». Роман превратился в короткий рассказ, так что выйти из зала со словами «ну все, теперь можно не читать» у юных зрителей не получится. Книга здесь только задает направление действия.

Что получилось в конечном итоге? Что-то между спектаклем, мюзиклом и немного капустником. Яркое и музыкальное. Явно ориентированное на заявленную возрастную категорию 6+. Пусть вас не смущают слова об эстетике тридцатых, по которым можно подумать, что спектакль как-то сложен для восприятия и надо всю дорогу искать отсылки и думать, понял ли ты контекст. Вовсе нет. Все это воспринимается цельно и само собой, а такие вопросы оставим искусствоведам. Детям должно понравиться, но, конечно, хотелось бы узнать мнение их самих. К сожалению, сам глазами ребенка спектакль не посмотришь, а вылавливать юных зрителей на выходе смысла нет — любой нормальный ребенок в такой ситуации журналисту правды не скажет. Так что посмотрим за реакцией в первые премьерные дни.

Источник