02.12.2019

И ЗАТИХНУТ СПОРЫ, И ПРИМИРЯТСЯ ВРАЖДУЮЩИЕ…

image

Блогер Марина Гурьева. 01.12.2019.

Размышления после премьеры.

В репертуаре Астраханского ТЮЗа есть спектакли, которые обладают какой-то магией. Проходят при полном аншлаге, зритель идёт на них в третий и четвёртый раз. «Страсти по Торчалову», например.
Вот и новый спектакль «Отцы и дети» по роману И.С. Тургенева может стать таким же магическим! Премьера с успехом прошла в минувшие выходные.

Серьёзная, тонкая, глубокая работа автора инсценировки и режиссёра, актрисы, педагога из Москвы Натальи Ковалёвой и команды нашего ТЮЗа. Работа, наполненная глубоким и современным прочтением классики, высоким философским смыслом и художественными образами.

Зрители говорили: чувствуется рука мастера. Я бы добавила: чувствуется ещё и женская рука. Потому что спектакль поставлен как-то изящно, утончённо, проникновенно. Угадан скрытый смысл, болевые точки в образах и отношениях героев.
«Отцы и дети» — произведение из школьной программы, которое с возрастом каждый раз воспринимаешь по-новому, и многое для себя открываешь.

Главный герой романа Евгений Базаров (Иван Быков) с первых минут появления на сцене вызвал чувство протеста! Добрые люди пригласили его в гости, принимают от души, а он — ноги на стул, всех критикует, учит, как жить нужно! Видели мы таких гостей, и не раз! Нетактичный, конфликтный, всё отрицающий, не признающий правил социума, человек-заноза! Но к концу первого акта чувство протеста постепенно сменилось чувством понимания и симпатией! А когда он произнёс фразу: «Я сын уездного лекаря, внук дьячка», подумала, что в этом, возможно, скрыт источник его конфликта и с собой, и с окружающими. У него незаурядный ум, стремление к наукам, но какое будущее готовит судьба для сына уездного лекаря? И родителей своих, живущих простой сельской жизнью, он как будто стыдится! В некоторых сценах казалось, что это не его настоящее лицо, а маска, под которой скрывается незащищённость!

В то же время так светло и жизнеутверждающе звучат сцены, где в героях играет молодой задор, сила! Дружеские поединки Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова (Михаил Цепляев) — смелая пластическая находка режиссёра и актёров!

В спектакле много оригинальных пластических решений. Очень выразительно построена сцена бреда, в которой все герои окружают умирающего Базарова!

На пресс-конференции перед генеральным прогоном журналисты спрашивали режиссёра, будет ли в спектакле модное сейчас «осовременивание». Наталья Леонидовна ответила, что не знает ничего более современного, чем произведения Тургенева! Другие костюмы и причёски, но те же, в общем-то, отношения поколений, — старого, живущего накопленным опытом и традициями, и нового, ломающего стереотипы.

Посмотрев спектакль, я почувствовала, что роман Тургенева намного глубже, — в нём заложен конфликт не только поколений, но вообще людей. Ведь все они разные, каждый живёт в своём измерении, у каждого своя вселенная. В финале Базаров уходит, но другие герои остаются, — каждый в своей вселенной и со своим спутником…

Герои романа, их споры напомнили мне студенческие годы. У нас, на журфаке МГУ были свои нигилисты, феминистки, мажоры и прочие говоруны. На студенческих посиделках в общежитии велись такие же споры, критиковалось общественное устройство, современная наука, литература, мораль, старшее поколение, которое, якобы, ничего в этой жизни не понимает. Каждый старался выделиться, показать свои познания, оригинальность мышления и т.д. Это был конец 1970-х — начало 1980-х. И сейчас, спустя сорок лет, ничего не изменилось!

Такие же настроения в соцсетях, где много «историков», «психологов», «аналитиков», циников и просто болтунов, которые всё отрицают. Ты не обязан следовать правилам социума и моральным принципам, имеешь полное право поступать так, как диктуют тебе твои желания и эмоции. Дружба — ничто, любовь — это химия, никто никому ничего не должен и т.д.

На пресс-конференции Наталья Ковалёва и Иван Быков рассказывали о своей совместной работе над образом главного героя. Наталья Леонидовна отметила, что 23-х летний актёр Иван Быков и Евгений Базаров — абсолютно разные люди, у них разная природа и «группа крови». Поэтому Ивану приходилось буквально сцена за сценой вживаться в образ. И образ получился — сложный, противоречивый, многогранный. Эта роль — несомненно, большая творческая удача молодого актёра!

Как рассказала Наталья Ковалёва, она не один раз чувствовала, что в работе над образами и спектаклями ей будто кто-то помогает свыше: неожиданно приходит какое-то знание, находится нужное решение. Так было, когда она работала над образом Маргариты в спектакле «Мастер и Маргарита». Так произошло и во время репетиции спектакля «Отцы и дети». После долгих поисков вдруг пришло решение одной из сцен. И тут в дверь репетиционного зала кто-то постучал. Пригласила войти, открыла дверь, — никого. Стук слышала только она. Актёры сказали: это сам Тургенев, не иначе, — одобрил!

Все образы, отношения героев проработаны с большим мастерством и любовью: открытый и дружелюбный Аркадий Кирсанов (Михаил Цепляев); нежная и любящая Фенечка (Елена Перова); радушный хозяин имения Николай Петрович Кирсанов (Константин Хахлев); его брат, настоящий русский барин Павел Петрович, на много лет сохранивший память о своей роковой любви (Дмитрий Юницкий); престарелая властная княжна Авдотья Степановна (Виолетта Гетманец); красавица Анна Одинцова (Лия Альмяшева); её сестра, романтическая Катя, любящая цветы и книги (Екатерина Якшина); экстравагантная феминистка Авдотья Кукшина (Арина Глазкова) и её друг Victor Ситников (Михаил Сабитов, написавший ещё и прекрасный романс для спектакля); ворчливый, но добрый и преданный семье старый слуга Прокофьич (Валентин Крылов) и его антипод из молодого поколения Пётр (Евгений Зворыкин).

Необыкновенно трогательны старики — родители Евгения Базарова (Станислав Журавлёв и Фирюза Мартемьянова)! Их тема, на мой взгляд, одна из главных и в романе, и в спектакле. И звучит она так пронзительно! Несмотря на колючесть отношения Евгения Базарова к своим родителям, что свойственно всем молодым, это единственные люди, с которыми он сохраняет и кровную, и духовную связь! Даже после своего ухода! Сцена в финале, где он появляется рядом с ними, пришедшими на его могилу, и держит над ними покров, а одновременно звучит молитва Аве Мария на русском языке (Богородице, Дево, радуйся) в прекрасном исполнении Елены Перовой, наполняет спектакль высоким духовным — библейским смыслом!

Финал звучит светло и печально. Герои стоят под берёзами — каждый под своей. В России берёза, при всей её красоте, всегда считалась ещё и печальным символом. Это точно передала художник Татьяна Колесникова.

Всё преходяще в этом мире. Мировоззрения, идеи, чувства, отрицания, споры и поединки… Но неожиданно может появиться персонаж, который станет главным Отрицанием, — всего, что было. Он не примет никаких аргументов. И затихнут споры, и примирятся враждующие…
Необыкновенный, магический спектакль! На поклоне — слёзы в глазах актёров, слёзы у зрителей, волна сопереживания и притяжения между залом и сценой. И крики «Браво» сквозь слёзы!

Ещё раз БРАВО режиссёру и всем, кто создал этот спектакль! Пусть его главный герой ещё долго-долго живёт на сцене!

С ПРЕМЬЕРОЙ!

Источник публикации