Театр становится еще более интересным, когда мы можем обсудить спектакли с близкими, обменяться мнениями и чувствами. Как писал Эйдан Чамберс «от обмена мыслями никто ничего не теряет, но каждый обогащается, ведь на самом деле мы не знаем, что думаем и чувствуем, пока не поделимся этим с кем-то другим».
Очень важно обсуждать с ребёнком увиденное произведение. Это помогает ему осмыслить то, что он увидел, разобраться со своими впечатлениями, учит высказывать свое мнение, выражать свои мысли и эмоции. А ещё это даёт возможность родителям поговорить с детьми о каких-то важных темах, затронутых в спектакле и показать ребенку свою заинтересованность в его личности.
Большой простор и для углубления восприятия произведения, и для укрепления отношений в семье, и для увеличения интереса к театру дают творческие работы на основе прочитанного. Это могут быть рисунки, поделки или импровизированная викторина.
Чтобы обсуждение книги не стало навязыванием «правильных» мнений и навешиванием ярлыков, Чамберс рекомендует придерживаться нескольких принципов и правил:
Хорошо помнить несколько важных правил обсуждения спектаклей:
Любая мысль достойна высказывания. Даже если вы считаете спектакль замечательным, а ребёнку он показал нудным и не интересным, это мнение нужно выслушать и принять во внимание. Почему один человек не увидел в произведении то, что увидели в нем другие? Это может стать хорошей отправной точкой для обсуждения.
Не бойтесь очевидного. Очевидное для кого-то одного может быть далеко не очевидным для кого-то другого. Не бойтесь вопросов, которые кажется слишком лёгкими, ведь даже на простой вопрос можно дать несколько одинаково верных ответов.
Начните с простых вопросов. В начале обсуждения лучше задавать простые вопросы о том, что понравилось и не понравилось, что было непонятным, какие герои и события привлекли внимание. Эти вопросы постепенно подготовят ребенка к осознанию смысла произведения и выводах, которые лучше приберечь к завершению вашей беседы.
Будьте внимательны к деталям. Каждая деталь в спектакле что-то означает. Это тоже важно обсуждать с ребенком. О чем говорят эти детали и какие детали лежат в основе его выводов и рассуждений.
Вот ряд вопросов, которые можно задавать детям:
– Понравился ли тебе спектакль?
– Кто из героев тебе понравился больше всех? Чем?
– А какой он? Что он хочет?
– Как он смог измениться?
– Что ему помогло достичь цели?
– В какой ситуации живет герой?
– Как он себя при этом чувствует?
– Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения?
– Что ждет его в будущем?
– Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы ты поступил в подобном случае?
– Что он может сделать, что бы исправится?
– Что помогает ему справляться с возникшей тяжелой ситуацией?
– Давай пофантазируем, что было бы дальше с героями?
– Чему мы можем научиться у героев?
– О чем этот спектакль для тебя?
– Что бы ты хотел изменить в спектакле?
Конечно, в зависимости от произведения эти вопросы могут видоизменяться, сокращаться и дополняться собственными. Это уже ваше с ребенком творчество. Главная задача родителя дать возможность ребенку задуматься над сюжетом, научить анализировать и извлекать уроки, которые пригодятся в жизни. А также мы можем приятно пообщаться с ребенком и ненавязчиво «на равных» высказать свою точку зрения на жизнь.