21.04.2021

КОНСТАНТИН ХАХЛЕВ: “ОДНАЖДЫ Я СНЯЛСЯ В ГОЛЛИВУДЕ”

image

Астракульт. 21.04.202

О жизни и творческом пути артиста ТЮЗа

Астрахань — это бескрайнее море талантливых людей. И сегодня гость нашей рубрики #творческиелюди — актер Театра юного зрителя Константин Хахлев. Вдумчивый, харизматичный и с отличным чувством юмора, он участвует в различных театральных объединениях, пишет сказки и просто влюбляет в театр. Кстати, наша беседа прошла тоже здесь – посмотрим, насколько колорит тюзовской гримерки совпадет с внутренним миром ее обитателя.

— Расскажите о вашем детстве.

— Детство прошло во времена Советского союза. Как и все, бегали во дворах. У меня с этого времени зародилась тяга к экспериментам: ходил во все кружки. Причем очень быстро ко всему остывал, пока однажды не попал во Дворец пионеров, в театр-студию “Мы”, к Евгению Николаевичу Докучаеву. Мне было где-то 12. Театр заинтересовал внутренними экспериментами, поиском новых образов – там не было обыденности.

— Тогда вы и приняли решение стать актером?

— Да, именно. Самая первая моя роль — это… лавочка. Эпизодический маленький образ, с которого и началась большая любовь к театру. Кстати, именно эта роль вдохновила меня на идею создать специальную премию, которую мы и воплотили в этом году вместе с коллегой Дмитрием Юницким — речь о “Кушать подано”.

— А что же было дальше?

— После окончания школы поехал поступать в Москву, но опоздал — приемные экзамены закончились. Я не растерялся и устроился в молодежный театр при “ЗИЛе”. С ними ездил на гастроли, проработал так год. А потом ушел служить в армию, после чего вернулся в Астрахань – надоела “кочевая жизнь”. И мне предложили работу в Театре юного зрителя. Помню, как впервые пришел к Юрию Владимирович Кочеткову. Он послушал меня и принял к себе на 3 курс в колледж культуры на актерское отделение. Параллельно работал в ТЮЗе.

—Что особенно повлияло на ваше актерское становление?

— Трудно сказать. Старался “впитывать” отовсюду информацию, даже когда учился или просто ходил на спектакли. В наше время не было Интернета, поэтому было интересно и важно все. Кумира у меня тоже не было как такового, брать старался ото всех.

— Интересно, какая внутренняя работа стоит за созданием сценического образа…

— Это сложный процесс. Ты ищешь что-то близкое к тому или иному образу, чтобы это шло именно от тебя. По старинке, как нас учили, придумываешь биографию герою, из каких социальных слоев он происходит, чего добился, чего хочет добиться. И эта огромная работа продолжается 24 часа в сутки. Даже иногда подмеченная вещь на улице может определенным образом отразиться в образе. Например, кто-то прихрамывает, или почесывает ухо.

— Да и сам актер должен быть интересной личностью?

– Конечно. В первую очередь — разносторонней личностью. Нельзя зацикливаться только на одном. Актер — многообразная и многофункциональная машина, которая должна все в себя впитывать, как губка, чтобы в каждый момент это умение вовремя применить. Как компьютер, который откладывает информацию на жесткий диск, а затем извлекает.

—Расскажите про ваши любимые роли.

– Каждая роль – любимая по-своему. Если ты не любишь ее, то тогда у тебя ничего и не получится. Поэтому не могу выделить одну. Даже в отрицательных персонажах стараюсь найти хорошие качества. Что его натолкнуло на зло? Почему он стал таким? Например, взять мою недавнюю роль — Кощея Бессмертного. Это всеобъемлющее воплощение зла. Но, по сути, он одинокий человек, закованный на тысячу лет в цепи. Понятно, почему он возненавидел весь мир. Несмотря на это я разглядел в нем крупицу добра и любви. Ему хотелось, чтобы рядом с ним была родственная душа, которая смогла бы его понять. И мне всегда важно, чтобы герой стал родным для меня, в первую очередь. Тогда и легче будет донести его образ до зрителей.

 — А как создавались такие невероятные костюмы для этого спектакля?

— В ТЮЗе есть талантливые художники по костюмам и по декорациям, которые над этим работают. Конечно, во главе всего стоит режиссер. Он объясняет концепцию, которую хотел бы видеть. Затем художники приносят ему эскизы, которые одобряются режиссером или не одобряются. Также у нас есть худсовет в театре, который в свою очередь на завершающем этапе тоже принимает участие в согласовании костюмов и декораций. Спектакль “Кощей Бессмертный” интересен тем, что в нем есть видеопроекция. Мы, актеры, еще задолго до постановки одевались в костюмы, гримировались, и нас снимали на специальном зеленом фоне, а потом уже “подкладывали” виды дворцов, лесов… Мы осваивали несвойственные актерам театра технологии. К сожалению, сегодня современные технологии вытесняют живую игру. Но именно в “Кощее” пропорция так называемой “жизни” и видеопроекции соблюдена идеально. Они дополняют друг друга.

— Этот спектакль интересен и взрослым?

– Конечно, постановка для всей семьи. Вообще ТЮЗ — это театр для всех. Когда ребенок смотрит спектакль, ему будет не так страшно, если рядом взрослый (улыбается). К тому же дети очень любознательные, у них всегда появляется много вопросов, которые можно задать родителям. И для маленьких зрителей не надо играть как-то по-другому — только как для взрослых. Дети всегда замечают фальшь гораздо быстрее, чем обычный взрослый.

— Часто обращаете внимание на реакцию зрителей во время спектакля?

— Меня учили, что нельзя ориентироваться на реакцию зрителей. Поясню: есть западная и русская театральная школа. На Западе очень важна реакция — смех, слезы… В нашей все по-другому — у нас психологическая школа. Нам важно внутреннее проживание. Конечно, мне приятно, когда зрители реагируют, то есть ты не впустую работаешь. Но это не должно быть самоцелью.

— Вы играете и в детских спектаклях, и во взрослых. Можете сыграть любую роль?

— Не так громко, конечно (смеется). Хотелось бы думать, что могу.

— А если попросят посоветовать 5 спектаклей с вашим участием?

— Посоветую “Отцы и дети”, “Кощей бессмертный”, “Лгунья”, “В кругу друзей”, “Забавный случай”.

—Известно, что вы также пишете сказки. Расскажите про это.

—Да. И даже являюсь режиссером. Моя первая сказка “В кругу друзей” стала финалистом национальной премии за доброту в искусстве “На благо мира” и заняла второе место в рейтинге зрительских симпатий. Вторая сказка – “Котмен и суперпес”.

— А какова их предыстория?

— Я люблю искать что-то новое и необычное. Когда у меня родилась дочь, я стал много времени с ней проводить, играть, рассказывать сказки. И однажды подумал: почему бы самому не написать сказку? Я и раньше сочинял, но произведения были больше для взрослых. И так совпало, что свою работу я стал реализовывать — при поддержке Союза театральных деятелей написал пьесу. В ТЮЗе проектом тоже заинтересовались — мне предложили поставить сказку на сцене. Сейчас она есть в репертуаре театра. Она о вечных истинах — доброте и дружбе.

—Хотели бы, чтобы дочь пошла по вашим стопам?

—У любого актера спросить, и он ответит — нет. Это сумасшедшая профессия. Но с другой стороны, что кривить душой — я был бы не против. Это ведь ее личный выбор.

—Вы участвуете и в театральных объединениях – например, в “Арт-Портале”. Ведете активную жизнь в соцсетях. Что это дает вам и как вы все успеваете? Вы вообще спите?

—Объединения, в которых я участвую — это своего рода тренинги, новый опыт. Ведь в большинстве своем на сцене таких театров ставят современные постановки. И мне хочется попробовать себя в неклассическом театре и современном творчестве — это интересно. На таких площадках я встречаюсь со своими друзьями, актерами-коллегами, с которыми мы не работаем вместе. Это некий обмен опытом между разными астраханскими театрами. Полная свобода в творчестве касается и моих идей, которые я реализую в видеороликах. Здесь тоже полет фантазии не ограничен — я делаю то, что в рамках театра не всегда получается воплощать. И да, я сплю (смеется).

— А если бы у вас был выбор не быть актером?

— Кстати, я уходил из театра на 10 лет. В 2003 году уволился и ушел в никуда. Точно не помню мотива, но, возможно, была неудовлетворенность жизнью. И я пошел работать грузчиком. Через месяц уже был продавцом, через два — водителем, а затем открыл свой бизнес. А потом отправился в путешествие по миру. Объездил почти все страны.

Видел цирк Дю Солей в Лас-Вегасе, который меня сильно потряс. Очень понравился “Мулен Руж” в Париже. После этого я снова вернулся в ТЮЗ. Благодарю Юрия Владимировича Кочеткова, что принял меня назад. Причем первые два года моей безтеатральной жизни я старался даже близко возле театра не проходить и не проезжать. Потому что ностальгия меня не покидала. Рвение к актерской жизни по-прежнему было сильным.

—Есть ли у вас мечта, творческая задумка? И какие роли хотели бы еще сыграть?

— Здесь мне помогает моя активность — участие в тех же творческих объединениях. Поэтому с ролями нет проблем. Однажды я даже снялся в Голливуде. Я, наверное, единственный актер из Астрахани, которому это удалось. Это был 2009 год, я отправился в гости к друзьям в Америку. И мы решили прогуляться на “Аллее славы”. Причем в реальной жизни это место смотрелось очень посредственно и обычно. Возле кинотеатра “Кодак” проходили съемки, требовалась массовка в сериал. Необходимо было изображать туристов. Я согласился — около 4 часов снимался. 10 долларов стоил час, как сейчас помню. Рабочее название сериала – “Окна”. У российских режиссеров тоже снимался – у Рената Давлетьярова в фильме “Однажды”.

—Всегда ли роли, которые вам давали, соответствовали вашей органике и фактуре?

— Я до сих пор не могу понять, какая у меня органика и фактура. Всю жизнь я играл острохарактерные роли. Однажды в самом начале карьеры сыграл старичка на коляске в спектакле “Укрощение строптивой” по У. Шекспиру. Всем понравилось. С тех пор я часто играл отрицательных и острохарактерных героев. Но хотелось сыграть героя-любовника. Может даже и Гамлета. Единственное приближенное к этому образу есть у моего персонажа в спектакле “Отцы и дети”.

—Какие чувства вы испытываете после спектакля?

-Обычно неудовлетворенность собой. Постоянно кажется, что что-то не доделал. Редко бывает, когда я доволен результатом. И, по-моему, когда ты всем доволен и удовлетворен, то можно уже уходить из театра. Ведь театр тем и хорош, что это сиюминутное искусство. Спектакль, который вы посмотрели сегодня, а затем и завтра, будет кардинально отличаться между собой. Особенно когда ты уже не первый раз играешь в постановке, хочется сымпровизировать и добавить что-то новое.

—А перед спектаклем, волнуетесь?

—Конечно. Сейчас в меньшей степени, но волнение присутствует всегда перед любым выходом. Больше перед премьерой.

—Что вы пожелаете начинающим актерам?

—Самое главное — “быть губками”, впитывать все, что близко сердцу. Смотреть на мастеров, чему-то учиться и брать у них. Привносить в свою работу новое, юношеский задор и максимализм, чтобы он был направлен в нужное русло. Не бояться и идти к поставленной цели, не через голову шагать, а приемлемыми путями. Расти и работать над собой, искать и не сдаваться.

Источник