09.06.2019

Мечтай-ка! Отзыв о премьере ТЮЗа

image

Блогер Анна Кочергина 

09.06.2019

 

Летела швабра.

«Мама, – спросил Коля, –

а разве швабры летают?»

«Нет, конечно», – ответила

мама.

И швабра упала.

Кажется, этот текст Владимира Друка мог бы стать эпиграфом к спектаклю «НЕ ЗНАЙ-КА!», премьера которого состоялась в минувшую субботу в Астраханском ТЮЗе. У команды, работавшей над постановкой, получилась красочная и добрая история – о свободе личности и творчества, о первой любви, о неприемлемости насилия над детской фантазией.

Скрупулёзно сличать сказку Николая Носова с инсценировкой Андрея Радочинского, конечно, нет смысла. Но стоит предупредить, что юных зрителей, которые знакомы с оригиналом, ждут сюрпризы. То, что, например, в спектакле Знайка и Авоська – это девочки, а действие происходит в обычном детском саду, поначалу очень удивило моего сына неполных шести лет. Но ему хватило ответа «В театре так можно», чтобы успокоиться и наслаждаться постановкой, изредка шепча мне на ухо: «Это было в книжке!» (Вот вам, кстати, и хороший повод поговорить с ребёнком о том, что театр не слуга литературы, а самостоятельное искусство, и режиссёр имеет право по-разному работать с исходным материалом.)

В спектакле, конечно, фигурируют знакомые с детства истории, как Незнайка был поэтом, художником и музыкантом. Но герой при этом предстаёт вовсе не эгоистичным лентяем, жаждущим славы, а творцом, который вынужден бороться с чрезмерной рациональностью окружающих. Главным его антагонистом становится воспитательница, замечательно сыгранная Евгенией Чуйкиной («Какая нехорошая! – сказал про неё мой Андрюша. – Если таких цветов не бывает, это ведь не значит, что они некрасивые!»).

 
 

Артисты, исполняющие роли коротышек, тоже точны и убедительны. У каждого из них свой характер, своя изюминка, причём довольно комичная: ранимым поэтом Цветиком режиссёр сделал рослого Александра Ботяновского, кармашек на костюме пухлого Пончика (Евгений Зворыкин) похож на пирожное, а у суетливой Торопыжки (Елена Перова) даже причёска намекает на готовность в любой момент сорваться с места. Интересны и режиссёрские «подмигивания» взрослому зрителю. Так, в образе музыканта Гусли (Михаил Цепляев) угадывается Элвис Пресли, а костюм художника Тюбика (Михаил Сабитов) украшает вангоговская «Звёздная ночь».

 
 

Но центральными персонажами, безусловно, являются Незнайка (Иван Быков) и Знайка (Наталья Захарова). Их линия трогательна и романтична. Несмотря на несхожесть, они тянутся друг к другу и, выражаясь языком психологии, готовы на взаимные уступки. Думается, спектакль потому и называется «Не знай-ка!»: это вовсе не странно написанное имя главного героя, а призыв отказаться от рассудочности, прислушаться к своему сердцу, не предавать мечту.

 
 

А ещё это своеобразный месседж родителям: раннее чтение по Зайцеву и математика по Доману не сделают детей счастливыми; сочинять небылицы, шлёпать по лужам и драться подушками в детстве не менее важно, чем знать основы астрономии и уметь играть гаммы.

А может, даже более важно.

А может, не только в детстве.

 

Ссылка на источник