И как тут не вспомнить «страшилки», свойственные «детскому фольклору» – черная рука, красные башмачки, зеленая простыня. Стоит ли читать и смотреть детям такие страшные сказки?
Несомненно, сказка – это кладезь народной мудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути развития, пережить их в образе сказочных героев.
На каждом шагу сказочным героям выпадают испытания – бурные реки, крутые горы, встреча с Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным. И именно сказки, которые вызывают у нас бурю разнообразных эмоций – страх, боль потери и ощущение беспомощности, сказки, в которых близко дыхание смерти, мы привыкли называть страшными.
Психолог М. Степанова говорит: “Слушая страшную сказку, ребёнок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определённой мере, уже будет к ним подготовлен. Страшную сказку можно сравнить с переходным объектом, который помогает ребёнку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов”.
Страшные сказки для ребенка – это еще и опыт саморегуляции. Много раз, проживая тревожную ситуацию в сказке, ребенок освобождается от напряжения.
Часто дети просят почитать одну и ту же страшную сказку по много раз. Вы думаете: это просто ненормально! А еще вам попросту надоедает читать одно и то же. Но! Для ребенка процесс многократного прочтения пусть даже и страшной сказки необходим. Так он убеждается, что мир стабилен и предсказуем!
Страшная сказка позволяет малышу убедиться в своей способности справиться со страхом. Так, слушая или смотря страшилки, некоторые детишки прячут голову под одеялом, закрывают глаза руками, вжимаются в кресло. Но потом всё же потихоньку выглядывают из своего укрытия, поборов страх, желая дослушать и в готовности принять до конца всё, что произойдет с героями.
Ведь во время прочтения или просмотра сказок человек невольно отождествляет себя с книжным персонажем и вместе с ним проживает невероятные приключения, испытывает схожие чувства и получает новый опыт. К тому же переживание страха необходимо ребёнку, оно насыщает его психику защитой «боязни» и сдерживает агрессивные эмоции пугающими образами.
Детской психолог Мария Осорина утверждает, что «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребёнка».
Понаблюдайте за игрой детей. Они строят сюжеты именно из конфликтных и личностно переживаемых ситуаций, тем самым помогая себе найти не только выход и решение, но и снизить эмоциональное напряжение.
?Именно поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Если, конечно, они ребенку нравятся.
Впрочем, и аргументы против страшных сказок и страшилок тоже есть. В каких же случаях они могут нанести реальный вред?
Конечно, самое плохое в страшной сказке — если она рассказана или прочитана ребенку не того возраста.
Страшилки “не по возрасту” действительно могут привести к появлению страхов и ночных кошмаров. Если такое случилось, стоит обязательно поговорить с ребенком и убедить его, что все увиденное или услышанное — выдумка.
Любая история и сказка, а уж тем более страшная, могут принести пользу только тогда, когда родитель обсуждает их с ребенком. Иначе они принесут один лишь вред. Прочесть или рассказать страшную сказку без каких-либо комментариев — значит оставить “страшную тему” открытой и незавершенной. Важно сказать ребенку, что боятся это нормально и, при этом, ты можешь продолжать делать то, что начал.
И, конечно же, страшные сказки противопоказаны тонко чувствующим и чрезмерно впечатлительным детям. Не нужно “закалять” ребенка страшными историями, если вам кажется, что он чересчур плаксив и робок — скорее всего, это даст обратный результат. И если малыш просит вас остановиться и не читать дальше, потому что ему страшно, стоит выполнить его просьбу.
Каждая сказка имеет свой намек, говорит о важном, а страшные сказки затрагивают темы, которые не всегда принято обсуждать вслух: одиночество, потеря близких, страх смерти – эти вопросы начинают волновать детей уже в 5–7 лет.
И если постоянно отодвигать беседы о реальности на потом, пытаться как можно дольше ограждать от волнующих тем, то дети, мучимые тревогами, все равно будут искать ответы на свои вопросы в других источниках и выдумывать собственные объяснения.
Статья подготовлена психологами центра Тандем Юлия Уланова и Федор Уланов