Версия сайта для слабовидящих
Астраханский ТЮЗ

Астраханский
Театр Юного Зрителя

  • О театре
    • О театре
    • Театральный этикет
    • Фестиваль-лаборатория «ВЕРЮ!»
    • Гастроли в Германии. 2019 год
    • Официальная информация
    • Об электронных билетах
    • Технические характеристики залов
    • Проекты
    • История театра
    • Виртуальный тур
  • Коллектив
    • Руководство
    • Актёры
    • Художественное руководство
  • Новости
    • Все новости
    • СМИ о нас
  • Афиша
    • В ближайшие дни
    • Детям
    • Взрослым
    • Совместные мероприятия
    • Архив
  • Медиа
    • Фотогалерея
    • Видео
    • Видеоспектакли
    • Видеосказки
    • Визит под софит
    • Моля на каникулах
    • Давно знакомые незнакомцы
    • Видеоархив
  • Услуги
    • Выездные спектакли
    • Прокат
    • Совместное проведение мероприятий
    • Интерьеры для фотосессий
    • Экскурсии
    • Прейскурант
  • Контакты
Купить билеты
Некоторые сказки — вещь довольно страшная — Мертвая царевна впала в кому, Красную шапочку съел волк, а Баба-яга совала Иванушку в печь. 

?И как тут не вспомнить «страшилки», свойственные «детскому фольклору» — черная рука, красные башмачки, зеленая простыня. Стоит ли читать и смотреть детям такие страшные сказки? 

Несомненно, сказка – это кладезь народной мудрости, который, сопровождая ребенка с самого рождения, помогает ему легче пройти неминуемые кризисы на пути развития, пережить их в образе сказочных героев. 

На каждом шагу сказочным героям выпадают испытания — бурные реки, крутые горы, встреча с Бабой-Ягой или Кощеем Бессмертным. И именно сказки, которые вызывают у нас бурю разнообразных эмоций – страх, боль потери и ощущение беспомощности, сказки, в которых близко дыхание смерти, мы привыкли называть страшными. 

Психолог М. Степанова говорит: «Слушая страшную сказку, ребёнок учится переживать страх. Впоследствии, сталкиваясь с реальными страшными ситуациями, он в определённой мере, уже будет к ним подготовлен. Страшную сказку можно сравнить с переходным объектом, который помогает ребёнку постепенно перейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценным отношениям в мире реальных объектов». 

Страшные сказки для ребенка – это еще и опыт саморегуляции. Много раз, проживая тревожную ситуацию в сказке, ребенок освобождается от напряжения.

Часто дети просят почитать одну и ту же страшную сказку по много раз. Вы думаете: это просто ненормально! А еще вам попросту надоедает читать одно и то же. Но! Для ребенка процесс многократного прочтения пусть даже и страшной сказки необходим. Так он убеждается, что мир стабилен и предсказуем! 

Страшная сказка позволяет малышу убедиться в своей способности справиться со страхом. Так, слушая или смотря страшилки, некоторые детишки прячут голову под одеялом, закрывают глаза руками, вжимаются в кресло. Но потом всё же потихоньку выглядывают из своего укрытия, поборов страх, желая дослушать и в готовности принять до конца всё, что произойдет с героями. 

Ведь во время прочтения или просмотра сказок человек невольно отождествляет себя с книжным персонажем и вместе с ним проживает невероятные приключения, испытывает схожие чувства и получает новый опыт. К тому же переживание страха необходимо ребёнку, оно насыщает его психику защитой «боязни» и сдерживает агрессивные эмоции пугающими образами. 

Детской психолог Мария Осорина утверждает, что «в страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребёнка». 

Понаблюдайте за игрой детей. Они строят сюжеты именно из конфликтных и личностно переживаемых ситуаций, тем самым помогая себе найти не только выход и решение, но и снизить эмоциональное напряжение.

?Именно поэтому страшные сказки читать ребенку надо! Если, конечно, они ребенку нравятся. 

Впрочем, и аргументы против страшных сказок и страшилок тоже есть. В каких же случаях они могут нанести реальный вред? 

Конечно, самое плохое в страшной сказке — если она рассказана или прочитана ребенку не того возраста. 

Страшилки «не по возрасту» действительно могут привести к появлению страхов и ночных кошмаров. Если такое случилось, стоит обязательно поговорить с ребенком и убедить его, что все увиденное или услышанное — выдумка. 

Любая история и сказка, а уж тем более страшная, могут принести пользу только тогда, когда родитель обсуждает их с ребенком. Иначе они принесут один лишь вред. Прочесть или рассказать страшную сказку без каких-либо комментариев — значит оставить «страшную тему» открытой и незавершенной. Важно сказать ребенку, что боятся это нормально и, при этом, ты можешь продолжать делать то, что начал. 

И, конечно же, страшные сказки противопоказаны тонко чувствующим и чрезмерно впечатлительным детям. Не нужно «закалять» ребенка страшными историями, если вам кажется, что он чересчур плаксив и робок — скорее всего, это даст обратный результат. И если малыш просит вас остановиться и не читать дальше, потому что ему страшно, стоит выполнить его просьбу. 

Каждая сказка имеет свой намек, говорит о важном, а страшные сказки затрагивают темы, которые не всегда принято обсуждать вслух: одиночество, потеря близких, страх смерти – эти вопросы начинают волновать детей уже в 5–7 лет. 

И если постоянно отодвигать беседы о реальности на потом, пытаться как можно дольше ограждать от волнующих тем, то дети, мучимые тревогами, все равно будут искать ответы на свои вопросы в других источниках и выдумывать собственные объяснения. 

Статья подготовлена психологами центра Тандем Юлия Уланова и Федор Уланов 

 
Поиск
Контакты
  • 414038, г. Астрахань, ул. Мусы Джалиля, 4

  • Тел.: 8 (8512) 51-60-22

  • Касса: 8 (8512) 51-28-89

  • Email:info@astratuz.ru

Вакансии
  • Работа в ТЮЗе

© Государственное автономное учреждение культуры Астраханской области "Театр юного зрителя" 2022 г.

Карта сайта