07.06.2019

Обратная сторона сказки, или За кулисами ТЮЗа

image

“АстраКульт” 07.06.2019

Экскурсия удалась!

 

Крошечные стульчики, мольберт размером чуть больше спичечного коробка, многокилограммовые костюмы и тонны краски — команда AstraKult заглянула в самые удивительные уголки сокрытого от зрителей театрального мира — за кулисы Астраханского ТЮЗа. Показываем и рассказываем прямо сейчас!

Наша импровизированная экскурсия во главе с двумя очаровательными гидами – Каролиной Виноградской и Натальей Захаровой — привела нас в самые разные помещения, заполненные творчеством до краев. А еще, этот процесс совпал с подготовкой к премьере «Не Знай-ки» — во время нашей экскурсии мы узнали ТРИ секрета, которыми поделимся с вами.

! По задумке режиссера, действие происходит в современном детском саду, где главный герой – новенький, и он бунтует против правил. А Цветочный городок — это мир его фантазий. Там у каждого ребенка есть свое прозвище, которое соответствует его увлечениям.

Отправная точка — Художественный цех

Мы заходим в просторное помещение с невероятно высоким потолком. Солнечный свет из больших окон разливается по эскизам, кистям и банкам с краской. Наталья Захарова, представшая перед нами в современном и романтичном образе Джульетты из постановки «Неформата», добавляет любопытный факт:

— Здесь мы репетировали сцену из «Ромео и Джульетты», забравшись на высоту. Я будто была на балконе, а Ромео взбирался по канатам наверх — во время спектакля они служили теми романтичными качелями.

Это пространство настолько вместительно, что тут же проходили репетиции «Каштанки» с актерами на ходулях.

Лестница под потолком

А наши взгляды уже приковывает к себе металлическая лестница в небо и идущие от нее на высоте по периметру комнаты леса (колосники). Это похоже на металлическую тропинку, ведущую к загадочной двери — любопытство на пределе: что же скрывается за ней?

Уже поднимаясь по металлическим ступенькам, мы слышим пояснения гидов:

— Это специальная лестница, с высоты художники смотрят на декорации, которые находятся в работе, внизу. Помогает наглядно оценить, как это будет выглядеть на сцене. Такой фокус прекрасно работает с большими подвесными декорациями вроде тех, что задействованы в спектакле «В кругу друзей».

Но сначала мы узнали самое главное — процесс создания спектакля. Итак, у режиссера возникает идея поставить спектакль. Будем говорить сейчас о «Незнайке». Поскольку это прозаическое произведение, а не диалог, как в драматургии, режиссер написал свою инсценировку. Он идет общаться с художниками: по костюмам и сценографии.

Секрет №1Костюмы.

По сценарию, будет пижамная вечеринка. А в Цветочном городе персонажи появятся в ярких костюмах из специальной ткани. Между прочим, все костюмы будут созданы по детским рисункам – так видит Незнайка своих друзей в Цветочном городе.

Эскизы декораций готовил художник по сценографии Валерий Литвинов — в его удивительной мастерской мы оказались, войдя в ту самую дверь и пройдя еще парочку цехов по работе с декорациями.

Просто невероятно, как в одной комнате уживаются столько разных видов искусства! На стенах висят картины, выполненные в совершенно разных стилях и техниках. Здесь и сюрреалистические фантазии, и натюрморт, и кубизм, и сказочные сюжеты, и графика. Гуашь, карандаши, темпера, акварель… И все это безграничное творчество рождается из воображения и от руки одного мастера!

Тут мы замечаем макет сцены – все, что будет происходить на настоящих подмостках, сначала существует здесь, внутри маленькой волшебной коробки. Сюда в особом порядке укладываются мини-декорации, которые тоже придумывает и создает Валерий Литвинов.

Сегодня в макете сцены уложены кроватки из детсада Незнайки – прямоугольные модули из пенопласта. Причем, это уже…

…Секрет №2: Декорации.

Белые пенопластовые модули в фантазии главного героя будут двигаться на сцене и складываться всякий раз по-разному: то превращаясь из кроваток в песочницу, то в детскую горку, то в ворота.

Внимательно слушая наших собеседников, мы никак не можем перестать озираться по сторонам и с величайшим любопытством всматриваться в каждую деталь этой мастерской. И замечаем еще более удивительные вещи: ну оочень маленькие комод, стул, картину (и там прорисованы детально деревья в лесу!), а к ней мольберт, колодец.

Кстати, последний был задействован в спектакле «Коза-Тереза».

И вот, Валерий Литвинов уже достает из коробок одну за другой маленькие, словно из кукольного набора, предметы и приговаривает:

— За многие годы работы над разными спектаклями все это накапливается. Вот с новогодней сказки зимний лес, заснеженные лавочки, окошки, снежинки. Гирлянда из ярких флажков, часы… Какие-то предметы изготовлены из веточек, досочек, какие-то – из картона или медной проволоки. Все это создается здесь, в этом кабинете в виде миниатюры, а потом, уже в других цехах увеличивается в 20 раз и тогда выставляется на сцене. Соблюдается театральный масштаб — 1 к 20.

 Назад – к художникам

А мы, тем временем, снова выходим на лестницу и оказываемся в огромном художественном цехе. Теперь все приобретает смысл, логическую цепочку в создании спектакля. Это словно комната из зазеркалья – тут крошечное становится огромным, трансформируясь в том самом масштабе – эдакое театральное волшебство. В художественном цехе, где создают декорации, расписывают реквизит, восстанавливают бутафорию из текущих спектаклей.

Прямо сейчас здесь вовсю кипит работа – художники создают декорации для предстоящей премьеры. И на рабочих столах заготовлено множество банок с красками самых разных цветов. Маленькие домики с эскизов художника по сценографии превращаются здесь в высокие сказочные дома, которые тут же обретут и особый механизм, на сцене он будет помогать декорациям исполнять свою роль. Дома сложатся в «гармошку», и по ходу спектакля будут подниматься, словно вырастать на месте.

! Когда действие из садика переходит в фантазию героя, из пола поднимаются домики. Их семь и столько же будет показывать видеопроекция на задних кулисах.

В этом цехе мы узнали, что самая большая и трудоемкая декорация за последние сезоны была в спектакле «Красная шапочка»: огромный задник с большим количеством деревьев, сделанных по особой технологии, придающей им объем. А самая маленькая и быстрая в росписи декорация – карета Белкина (хотя так и не скажешь…).

А еще на некоторые декорации уходит далеко не один десяток банок с красками, как на домики «Незнайки», и работа над такими большими декорациями занимает несколько месяцев кропотливой росписи.

! После того, как миниатюрные декорации и эскизы костюмов согласованы на худсовете, процесс перестает быть на уровне идеи и мгновенно превращается в действие – цеха заказывают материалы и приступают к работе!

Пошивочный цех

Игольницы, нитки, ножницы всех размеров, гладильная доска, швейные машинки и другие самые разнообразные предметы, необходимые в швейном деле. Тут создаются наряды для героев, а также реставрируются костюмы из идущих спектаклей – вдруг актриса случайно наступит каблуком на подол длинного платья?

! А вы знали, что один и тот же костюм не наденут два актера? Да-да, на каждого актера шьется индивидуальный костюм, проходят годы — делается новый. Если одну и ту же роль играет не один актер — на каждого из них шьется свой костюм. То же самое с головными уборами, обувью.

А у нас следующая остановка, и это…

…Вход в Нарнию

Именно такой нам представилась костюмерная с напольными вешалками, битком заполненная костюмами для разных персонажей. Перья, каменья, броши, шляпы… А для того, чтобы почувствовать разницу между нарядами, и не только визуальную, нам предложили взвесить уложенный в специальный чехол (заготовлен для гастролей) костюм Коробочки из «Мертвых душ».

С готовностью протягиваю руку и тут же теряю равновесие – «Коробочка» весит десяток кэгэ, не меньше! И как такая хрупкая актриса как Марина Захарова, играющая эту роль, так непринужденно передвигается на сцене в столь увесистом наряде?

«Мертвые души». ТЮЗ

Между прочим, по замыслу художника, юбка сшита из двух пиджаков – вот это нестандартное решение! А другим платьям вес придают подъюбники, тяжелые ткани.

Вопрос напросился сам собой:

— Как же в этом по сцене ходить?

Наталья Захарова уверяет:

— Иногда за один спектакль приходится переодеваться по несколько раз, меняя один наряд за другим. И они все, при этом, могут быть нелегкими – в них неудобно, жарко. Но к этим условиям привыкаешь довольно быстро за время репетиций, а на сцену выходишь уже натренированной, плавно ходишь, грациозно движешься в танце.

Мы увидели пышные платья героинь из «Повестей Белкина», сшитые по моде того времени.

Это платье героини спектакля «Забавный случай». А это коровья голова из «Геракла».

И вот, кульминация нашей экскурсии – пространство, где оживает волшебство театра…

…Сцена

С замершим сердцем и на ватных ногах мы идем прямо по Ней, благоговейно всматриваясь в пустой зрительный зал – ощущение не описать, это надо почувствовать. Вот ты — зритель, а вот ты — напротив него. Совершенно разные вещи, даже с учетом того, что зрителей сейчас нет, а мы не актеры и нам не предстоит выступление. Здесь просто удивительно абсолютно все: паркетный пол, его скрип, свет, запахи, металлические конструкции с осветительными приборами наверху. А до потолка как далеко!

И я почти кричу в своей голове от восторга – МЫ ЗА КУЛИ-И-И-И-САМИ! (Не первый раз для Астракульта, но ведь такое случается не каждый день). Вот так выглядит зрительный зал и сцена глазами актеров.

Сейчас здесь многолюдно: только что закончился спектакль, и на сцене кипят очень важные процессы. Половик для сцены, на котором располагаются декорации, пылесосят. И эту процедуру проводят после каждого спектакля, перед каждой репетицией – словом, покрытие сцены должно быть идеально для работы. А по правилам, на половик не ступит нога, не облаченная во вторую обувь.

Наш гид, Каролина Виноградская, попутно объясняет увиденное:

— Белая кулиса – задник, на нем проецируется видео, как в «Сказке о золотом петушке». На штанкетах размещаются такие декорации, как деревья, настенные часы (вспоминаем Плюшкина), снежинки на новогодних сказках, облака. Штанкеты эти подвижны, что позволяет декорациям перемещаться – отвечают за это монтировщики, которые двигают конструкции во время спектакля, согласно сценарию. Так «плывут» облака и «выкатывается» луна на небосводе.

ТЮЗ — один из немногих театров, где есть круг на сцене, который вращается в спектакле, исполняя режиссерский замысел – предавая особые акценты сценическому действию.

За кулисами много бутафории из идущих спектаклей. И первое, что бросается нам в глаза — карета Белкина.

И вот, на премьерном показе… Тут мы предвкушаем невероятную историю, которую весьма интригующе начинает рассказывать Наталья Захарова:

— По сюжету, у кареты отваливается колесо. На премьерном показе мы отыгрываем, что колесо сломалось, и надо обождать какое-то время. Согласно сценарию, начинаем читать чужие письма, когда появляется Белкин. И тут на самом деле это происходит – колесо взаправду отваливается! Карета клонится на один бок. Мы в ужасе: у кого слезы, у кого нервный смех, а у кучера паника. Карету увозят, мы играем первый акт без нее, хотя на ней все завязано. Карету быстро починили и вернули обратно в спектакль. А зрители поверили, что так и должно быть, после премьеры спрашивали: какой же хитрый у вас там механизм, чтобы каждый раз колесо отваливалось?!

Мы слушаем историю и переносимся на сцену, воображая себя на месте актеров со сломавшейся каретой, однозначный форс-мажор. Но жизнерадостная Джульетта отмахивается:

— Это не форс-мажор, а удачное стечение обстоятельств! Ведь по сюжету, должно было отвалиться колесо, вот оно и отвалились!

Мы уходим со сцены и оказываемся в арьерсцене. Это нечто вроде фантастического хранилища, где можно протянуть руку и раз за разом доставать диковинную вещицу. Это рай для зрителей – здесь есть всё. Бутафорский трон Кощея, велосипед Каштанки, металлические пиратские сабли, гора новогодних подарков, чугунный котел, дорожные знаки, перебинтованный «человек», колыбель, баранки и даже отвалившееся колесо от кареты Белкина! Удивят вас и подушки, расшитые золотом, и гигантский градусник Айболита, и ненастоящие фрукты, курица и кувшины для русских народных сказок.

! Вот вы знали, что актеры на сцене (если это по сценарию), пьют шампанское – настоящее? Оказывается, это называется исходящая бутафория. Покупается бутылка настоящего напитка, снимаются этикетки, взамен наклеиваются театральные. Актеры открывают на сцене бутылку с характерными хлопком и последующими брызгами пены. Именно эту цель и преследуют создатели спектакля — реалистичность. В «Selfie», например, были исходящая пицца и банка Колы.

 Секрет №3

Ну а в «Незнайке» будут исходящие пончики, которые будет с аппетитом поедать персонаж. Готовьтесь глотать слюнки.

! Все, что мы сегодня увидели, можете увидеть и вы, ведь этим маршрутом проходят гости закулисной экскурсии ТЮЗа.

Бродила по закулисью и не верила своим глазам
Наталья Соболева

 

Материал на сайте издания