ОТЦЫ КАК ДЕТИ: О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ТУРГЕНЕВ?

«Астракульт». 02.12.2019.
Бунтарщик мыслей. Революционер «принсипов». Отрицатель всего и вся. А может, просто — блудный сын?! Кто он на самом деле, этот Евгений Базаров.
Тема «Отцов и детей», конечно, не нова, но не такая уж и старая, чтобы оставить ее на полке с классикой. Доказать это решили в Астраханском ТЮЗе.
Спектакль поставлен режиссером Натальей Ковалевой в классической манере, костюмы и декорации соответствовали образам. Но особо хочется отметить другое: на мой взгляд, мы увидели авторскую версию классического произведения Тургенева — в новом ключе, отличительном от школьного понимания, и она весьма интересна.
Начинается всё легко и понятно: Аркадий Николаевич Кирсанов (Михаил Цепляев) и Евгений Васильевич Базаров (Иван Быков) гостят в родовом имении первого. Пьют чай за семейным столом, изучают лягушек, беседуют на научные темы. Однако спор – дело тонкое, требует деликатности, коей гость, на первый взгляд, не обладает. Завоевав недоверие жильцов — особенно, Павла Петровича, дяди Аркадия (Дмитрий Юницкий, Евгений Пшеничный), а одновременно и любовь крестьян, Базаров словно наслаждается этой неприязнью хозяев дома сего. Но вот, молодые люди, наскучив заботой родных, отправляются в путешествие по губернии.
В ходе поездки они попадают в гости к Авдотье Никитишне Кукшиной (Арина Глазкова) – вольнице жизни и идей. Эта героиня как бы символизирует собой тех представителей поколения, которые много читают, следят за современными общественными тенденциями мысли, но совершенно не имеют собственного мнения. Постоянные советы и рекомендации на статьи того или иного прогрессивного вольнодумщика не вызывают особого любопытства у Базарова. То ли дело госпожа Одинцова (Лия Альмяшева). Эта дама — «тертый калач», не то что ее сестра Катенька (Екатерина Якшина), «из которой лепи, что хочешь».
Но в этом доме Евгений впервые за всё действие теряет самообладание. Пока его старики (Станислав Журавлев и Фирюза Мартемьянова) находятся в трёхлетнем ожидании любимого отрока, их сын делает первые шаги к покаянию.
Как сомнения в сердце Евгения, на сцене периодически появляются родители. Матушка молодого нигилиста то и дело откликается на каждый звон колокольчика, хотя это вовсе и не колокольчик, а всего лишь стук ложки о стакан. А батюшка, отставной лекарь, с замиранием сердца вглядывается в тёмную глубину зала. И вот, от жалости и презрения к излишней чувственности окружающих главного героя людей, и, как следствие, отрицанию всего и вся, Евгений постепенно переходит к признанию любви.
Однако изменения, начавшиеся в душе молодого человека, заставляют его бежать. И куда? В отчий дом, конечно.
Вместе со своим неизменным спутником и антиподом Аркадием Евгений приезжает к родителям, где счастливая мать, не помня себя от радости, целует руки возвращенца. Но опять родительская забота претит молодому ученому и нигилисту. За недовольством этой излишней чувствительностью стариков Базаров-младший скрывает куда более глубокие отрицательные чувства – призрение к своему происхождению. Об этом свидетельствует диалог и драка на сеновале. В раздражении Евгений снова срывается с места, уезжает из отчего дома, не щадя родительских сердец. А те, в свою очередь, терпеливо ждут его вновь, по привычке ориентируясь на звон колокольчика…
И он возвращается. Возвращается после неудачной дуэли с Павлом Петровичем. Возвращается после вполне банальной фразы из стрёх слов «Я люблю вас», сказанной им в пылу госпоже Одинцовой. А ведь ещё некоторое время назад в доме Кирсановых Евгений Базаров отрицал всё: искусство, чувства и даже самое святое – Бога. И после череды этих неудачных для молодого нигилиста событий, он, как блудный сын, возвращается к началу начал – в свой отчий дом.
Но нелепая зараза — та, что вроде тифа — нарушает его уединённый привычный к лекарской работе ритм жизни. Он понимает: дни его сочтены. И впервые за всё действие главный герой проявляет жалость и снисхождение к своим старикам, говоря матери о якобы возникшей простуде. Правда, материнское сердце не обманешь. Она уже приготовила белое покрывало, похожее на саван, и заботливо повязывает родному отроку голову белой повязкой, напоминающий погребальный венчик…
Кошмары в виде людей, искренне любящих Евгения, мучают главного героя. Даже перед смертью он борется с устоявшимся порядком: сбрасывает саван и, закрывая глаза, бредёт на хлопки людей, как весь спектакль его родители ориентировались на звон колокольчика. Но предсмертная агония берёт верх над заблудшим человеком, Евгений Базаров признаёт ложность своих нигилистских суждений, бросая на пол книги, в которых таилась его жизненная мудрость.
И вот он — конец. Кончина жизни молодого лекаря, мечтавшего прославиться и «прочистить» народ новыми мыслями и идеями, как промывают спиртом рану в целях обеззараживания.
Из сценического эпилога мы узнаем суть иносказательной тургеневской притчи… Как итог жизни и мысли молодого нигилиста звучит живое исполнение песни «Аве Мария» героиней Фенечкой (Елена Перова). Пока она с младенцем на руках, как символ светлого будущего, обращается к залу, пожилая пара склонилась над крестом и, счищая пыль с образной могилки, ведёт разговор с умершим сыном. Он же, в свою очередь, держит над их головами тот самый белый саван, которым так заботливо укрывала его старушка мать. Его образ, находящийся за спинами родителей, в своём заключительном монологе то ли исповедуется в содеянном и отрицаемом, то ли читает разрешительную молитву. Но над кем? Над доверчивыми, как дети, и всепрощающими, как Бог Отец, стариками-родителями. Или все-таки над самим собой…