Воспитывать нынешнее поколение нелегко. Пожалуй, с этим согласятся многие.
Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего:
– «у них снижено внимание»,
– «дети не желают выполнять указания взрослых»,
– «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать»,
– «их трудно организовать»,
– « они мыслят по-другому».
Но вместе с тем современные дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница.
Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время.
Современный мир – это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.
Основные характеристики поколения Z:
1) Индивидуализация и уникальность
Новое поколение не воспринимает критики по принципу, что тот или другая, лучше учатся, либо вообще, что-то делают лучше. Девиз поколения зетов «Я – это я, и никакие сравнения не уместны».
Индивидуальность становится образом бытия, защищаемой личностной автономией, способом взаимодействия с другими людьми. Уникальность становится главной ценностью и товаром, участвующим в обмене с обществом.
2) Поиск смыслов
Уже сегодня для зетов не актуальна старая школа по той простой причине, что она не учит мыслить и действовать, а как «волшебный горшочек» варит и варит никому не нужную приторную кашу.
Именно процесс поиска смысла, осознания индивидуального личностного предназначения, собственной миссии может определить жизненный путь зетов. Внешняя мотивация – деньги, чины, общественное признание не канут в лету вовсе, но значительно поблекнут и утратят свое привычное доминирующее значение.
Это осознание потребует от зетов создания собственной культурной традиции, поиск новых творческих форм самовыражения, создания уникального культурного пространства, которое определит границы социальности для нескольких последующих поколений.
Значение культуры, пусть и в новаторских формах и направлениях, будет возрастать, а прагматичные, рациональные ценности отойдут на второй план.
Самой болезненной проблемой для сегодняшних зетов стала необходимость сдачи ЕГЭ, и не потому, что это сложно, а потому, что не имеет ясного смысла и сущностного значения для их жизни.
3) Гибкость и компромисность.
Сосредоточенность на внутреннем уникальном мире, поиск смыслов заставляют зетов экономить свои силы в борьбе с внешними обстоятельствами и условиями, пренебрегать тем, что не имеет отношения к построению их собственного мира. Для зетов легче уклониться от конфронтации, найти компромисс, согласиться с чужой индивидуальностью и вариативностью.
Они будут выстраивать отношения, где первичным будет поиск общих интересов, а способом отчуждения – игнорирование всех тех с кем интересы не совпадают. Коммуникации усложнятся – будут созданы сложные процедуры вовлечения субъекта в сферу своего внимания и при необходимости удаления его из сферы своего внимания.
4) Ценность личных опыта и чувств
У поколения зет станет еще меньше авторитетов. Поколение зетов внутренне не готово воспринимать внешние авторитеты и чужой опыт, преподанный в готовом виде. Зеты должны все прочувствовать и испытать самостоятельно.
Для их образования необходимо было пространство действия, новые формы рефлексии (самоосмысления).
Вместе с тем для поколения зетов абстрактность образовательного процесса недопустима. Необходимо применять в реальной практике.
Другая сторона самоуглубленности зетов – их эмоциональность и чувственность. Для зетов имеет огромное значение внутреннее переживание, эмоциональная сопричастность, собственный чувственный опыт.
Вывод: Для раскрытия личностного потенциала поколения зет необходимо создавать пространство активной самостоятельной деятельности, с учетом их индивидуальности, поддерживать различные формы эмоционального самовыражения и уважать чувства зетов.
Самым лучшим способом воспитания выступает – «Воспитание доверием», когда родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам.
При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.
А одним из лучших инструментов воспитания является – «метафорическое влияние» – просмотр фильмов, спектаклей с последующим обсуждением героев и их поступков.