17.11.2017

Семь женщин в поисках героя

image

9 ноября 2017 года, в 132 годовщину со дня рождения Велимира Хлебникова, в Астраханском ТЮЗе состоялся спектакль «Своя любовь».

Постановку осуществил художественный руководитель театра, заслуженный артист РФ С. В. Тараскин с труппой молодых актрис. Жанр спектакля определён как «документальные монологи». И это было самое правильное решение. Драматургия Хлебникова, насколько мне известно, не поддаётся постановочной, театральной реализации. В этом есть какая-то загадка. Его пьесы пытались ставить такие великие режиссёры и художники, как В. Э. Мейерхольд, В. Е. Татлин, а также современные режиссёры  А. М. Пономарев и другие, но они были в основном, как мне кажется, неудачными. Откровенно говоря, я боялся этого спектакля, хотя и числился на афише как один из его консультантов.

Теперь, после премьеры, я могу с уверенностью сказать, что спектакль состоялся, и более того, эта постановка стала событием. Перед режиссёром и его актрисами стояла невероятно трудная задача. Как рассказать о великом поэте, как рассказать о его «донжуанском» списке, как передать его прямую речь, когда он разговаривал с женщинами, в которых он был влюблён? Как сделать так, чтобы это прозвучало органично, и как не впасть в пошлость?

Ведь мы знаем, что если Хлебников был влюблён, а влюблялся он очень часто, то он главным образом молчал и с обожанием смотрел на предмет своей любви. Ведь каждая фраза, которую произносит выдающаяся личность, в данном случае это поэт, должна быть значительной. Режиссер принял единственно правильное решение. У него в спектакле нет самого Хлебникова, но о нём рассказывают его возлюбленные. И самое главное (так называлась одна из пьес Н. Евреинова, творчество которого высоко ценил Хлебников), что всё построено на мемуарных текстах и на стихах самого Хлебникова. Никаких фантазий, никаких домыслов!!! И в этом великая заслуга режиссёра.

Каждая героиня рассказывает о «своём» Хлебникове, рассказывает предельно корректно и искренне, без актёрской гиперболизации и характерных театральных приёмов. И каждая читала стихи Хлебникова, посвящённые ей. Вся структура спектакля – логичная и простая.

Здесь стоит вспомнить слова художницы Марии Синяковой, сказанные через много лет: «Он во всех нас по очереди был влюблён, и, кроме основных, он влюблялся и попутно, так что это была сплошная влюблённость». Актрисы, участвовавшие в спектакле, смогли это передать без всяких претензий.

Николай Асеев, женатый на одной из сестёр Синяковых, писал в поэме «Маяковский начинается» (1940):

Здесь Хлебников жил,

Здесь бывал Пастернак…

Здесь свежесть в дому служила

И Маяковского

пятерня

с их легкой рукой дружила.

Здесь начинали жить

стихом

меж них –

тяжелокосых.

От души поздравляю режиссёра С.В.Тараскина и его актрис с замечательной постановкой.

литературовед, исследователь авангарда, хлебниковед Александр Парнис