26.12.2022

Такие разные миры детства. Жюль Верн 30-х и Буратино XXI века – на сцене Астраханского ТЮЗа

image

IMPRESSIMO: впечатления с Милой Кузнецовой. 26 декабря 2022 г.

В конце уходящего года юным зрителям и их родителям подарили сразу два новых спектакля, и оба – необычны по своим творческим решениям. Работали над ними московские режиссёры. Приключенческий роман «Дети капитана Гранта» представили в виде мюзикла в эстетике раннего советского театра, а сказку Алексея Толстого «Золотой ключик», напротив, перенесли в постапокалипсис, да ещё и в стиле киберпанк.

Под живой оркестр

Спектакль «В поисках капитана Гранта» (6+) по самому знаменитому произведению Жюля Верна передаёт дух захватывающего кругосветного путешествия: через тысячи лье океанских просторов на борту корабля «Дункан» – в Патагонию и Австралию, и всё ради того, чтобы разобраться в сложной истории кораблекрушения и помочь детям спасти своего пропавшего отца-капитана.

Музыкальная постановка наполнена песнями, танцами и эмоциями. Это плод коллективного труда Астраханского ТЮЗа и Астраханского театра оперы и балета. На сцене во время премьерных показов играл живой оркестр под управлением маэстро Валерия Воронина. Для дальнейшего проката специально записана минусовка. Ну а петь актёры и дальше, разумеется, будут вживую – как и во время премьерных дней. Впрочем, оркестр Театра оперы и балета, если будет такая необходимость, теперь всегда готов вернуться на сцену ТЮЗа.

По волнам музыки Дунаевского

«В поисках капитана Гранта» Станислава Говорухина в детстве был в числе моих любимых фильмов. Всегда на каникулах ждал его по телевизору», – комментирует музыкальный руководитель проекта, художественный руководитель и главный дирижер Театра оперы и балета Валерий Воронин.

И в фильме 1936 года, и в более позднем, 1985-го, звучат произведения Исаака Дунаевского. Они и стали основной музыкальной темой спектакля. Также зритель услышит сочинения ещё одного выдающегося советского композитора – Матвея Блантера. А вот по горам Южной Америки герои лазают под Петра Чайковского.

«Собрать спектакль так, чтобы он был и музыкальным, и драматическим одновременно, было моей главной задачей и проблемой, – рассказывает постановщик и автор инсценировки, режиссёр Алексей Смирнов. – В том энергетическом посыле, который идёт со сцены, когда играет музыка Дунаевского, актёрам очень трудно существовать дальше – когда музыка заканчивается и начинается драматическая сцена. Как будто чего-то не хватает. Нужна единая темпо-ритмическая среда. В итоге создали сложную партитуру, где есть и шумы – звуки природы, и фортепиано, которое обыгрывает джазово темы спектакля».

Перед началом работы над спектаклем «В поисках капитана Гранта» в коллективе ТЮЗа прошел кастинг. Основным условием было умение петь. В итоге сложились практически два полноценных актёрских состава. Есть милая особенность: в роли самого младшего участника экспедиции, сына капитана – Роберта Гранта, задействованы настоящие мальчишки – ученики ДШИ № 1 города Астрахани Федор Склабинский и Ярослав Цедилин (кроме того, на всякий случай был отобран и взрослый актер ТЮЗа Михаил Цепляев). Младшие участники труппы, к слову, ранее не участвовавшие в драматических спектаклях, ничем не уступают старшим товарищам по сцене!

Вперёд, советским шагом!

В сюжет Алексей Смирнов добавил «второе дно»: зритель видит также постановочную работу некоего театрального коллектива, который взялся воплотить на сцене историю о детях капитана Гранта. Эта история гармонично переплетается с основной сюжетной линией – своего рода спектакль в спектакле.

«Дело в том, что музыка несёт в себе отпечаток времени, и советская музыка 30-х годов не исключение, и с этим мне как режиссеру надо работать, – поясняет Алексей Смирнов. – Если у нас условием существования проекта была музыка из фильма 36-го года (а это так и было), то заданное время тоже должно отразиться в спектакле. В таких песнях, как, например, «Песенка о капитане», есть энтузиазм, который нынешним людям уже не присущ. Они несовременны. У них есть определённый заряд прошлой эпохи. Что и подтолкнуло меня к необходимости ставить спектакль в том времени. К тому же, спектакль – приключение, в которое отправляются актёры. И эти две линии было решено совместить».

Логичны и особенности сценографии, хореографии. Рельефы диковинных стран, флора и фауна выполнены в виде плоских картонных фигур, разрисованных в плакатной манере 30-х. «Немного наивно, но предельно реалистично, в хорошем смысле с драмкружковским налётом, – добавляет режиссёр. – Мы погрузились в мир раннего советского театра, и декорации там были именно такими. Основным материалом служила фанера». Актёры двигаются, танцуют с каким-то особым воодушевлением. Весь секрет – в так называемом советском шаге. «Мы ещё долго будем ходить советским шагом», – шутили артисты после премьеры.

Против «Карабас-Барабас Corporation»

Другой постановкой, «Буратино. 2087» (12+), Астраханский ТЮЗ предлагает зрителю новое прочтение сказки советского писателя Алексея Толстого. Когда-то деревянный непослушный мальчишка, убежав от своего отца, вернулся к нему уже… почти человеком. А как сложится судьба кибернетического сына папы Карло в цифровом мире? Как он научится отличать настоящих людей? И вообще, что есть настоящий человек?

Герои спектакля ищут золотой ключик – а вместе с ним и своё счастье – в недалеком будущем, в мрачноватой постапокалиптической обстановке, где вместо солнечного света неоновые вывески. После планетарной катастрофы привычный мир изменился, появились три расы: люди, киборги и мутанты-фурри. И Карабас-Барабас здесь уже – не просто злобный владелец театра. Всем в мире заправляет «Карабас-Барабас Corporation», искушая людей своей продукцией.

«Маячки» для поколения 2000-х

Проект реализован с использованием гранта Российского фонда культуры. Футуристическая концепция разработана режиссёром Константином Денискиным. Впрочем, как отмечает он сам, спектакль – результат работы всей творческой группы. Некоторые сценарные детали дополнялись самими актерами: Михаилом Цепляевым (Буратино), Викторией Маньковой (Лиса Алиса – Кот Базилио), Евгением Пшеничным (Пьеро) и другими. Таким образом в диалоги были привнесены фразы-мемы, и это пример решения, за счёт которого происходит подключение современного зрителя к старой доброй сказке.

«Мы захотели сделать спектакль именно для подростков, – рассуждает Константин Денискин. – Им просто история про деревянных человечков казалась бы наивной, давно пройденной. Пришлось искать новый язык выражения».

Также среди «золотых ключиков» к вниманию сегодняшнего поколения – то, что одним из идейных концептов постановки «Буратино. 2087» стала компьютерная игра «Cyberpunk 2077». Параллели в названиях – ещё один «маячок». К слову, сам киберпанк – это жанр научной фантастики, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. Сам термин является смесью английских слов cybernetics (кибернетика) и punk (панк). Впервые его использовал писатель-фантаст Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года.

Впрочем, не киберпанком единым. В диалогах есть отсылки к бессмертной классике: Карабас-Барабас-младший постоянно обращается к своему уже почившему папеньке, в этом смысле тот самый классический толстовский злодей – словно шекспировская тень отца Гамлета.

Все идёт по спирали

Представление в стиле киберпанк сохранило мотивы Алексея Толстого. «Конечно, Толстого здесь больше, чем меня, – уверяет Константин Денискин. – Сюжет, фабула такая же, как и в классической истории».

Для режиссёра эта постановка – размышление на тему «Буратино». «Главная тема, которая меня здесь волнует, – любовь отца к сыну, созданному им самим, – говорит он. – Безусловно, спектакль и о взрослении. Ещё один важный смысл: неважно кто придет, всё новое – хорошо забытое старое. Наши дети будут наступать на те же грабли, будут предлагать то же самое, но им будет казаться, что они создают что-то новое. Мир крутится по спирали, по кругу. Возвращается на точки, с которых все начиналось, и с каждым новым поколением происходит вот эта цикличность. Содержание – то же, только формы оно принимает иные».

«Буратино. 2087» – действительно, не просто сказка, а спектакль-притча, где каждый – не только подросток 12+, но и взрослый 30+ – найдёт над чем задуматься.

Источник