Версия сайта для слабовидящих
Астраханский ТЮЗ

Астраханский
Театр Юного Зрителя

  • О театре
    • О театре
    • Театральный этикет
    • Фестиваль-лаборатория «ВЕРЮ!»
    • Гастроли в Германии. 2019 год
    • Официальная информация
    • Об электронных билетах
    • Технические характеристики залов
    • Проекты
    • История театра
    • Виртуальный тур
  • Коллектив
    • Руководство
    • Актёры
    • Художественное руководство
  • Новости
    • Все новости
    • СМИ о нас
  • Афиша
    • В ближайшие дни
    • Детям
    • Взрослым
    • Совместные мероприятия
    • Архив
  • Медиа
    • Фотогалерея
    • Видео
    • Видеоспектакли
    • Видеосказки
    • Визит под софит
    • Моля на каникулах
    • Давно знакомые незнакомцы
    • Видеоархив
  • Услуги
    • Выездные спектакли
    • Прокат
    • Совместное проведение мероприятий
    • Интерьеры для фотосессий
    • Экскурсии
    • Прейскурант
  • Контакты
Купить билеты

Актёры закулисья или кому не дарят цветов

Мало кто хочет в наше время быть человеком рабочей специальности – выпускники стремятся попасть в «белые воротнички». Но не юристы же с экономистами работают на заводах, строят дома и устраняют течь в трубах. На рабочих профессиях держатся все общественные коллективы, в частности театральный. В Астраханском Театре юного зрителя работают не только актеры, но и машинисты сцены, осветители, электрики, звукооператоры, столяры, бутафоры и костюмеры.

Стул для великана

Актеры закулисья

Повсюду доски, деревянная мебель, на рабочих столах различные инструменты, вырезанные детали, опилки, канистры, лампы и еще много чего другого. В столярном цехе ТЮЗа работают всего два человека — Василий Берников, заведующий цехом, и Владимир Крутов, макетчик театральных постановок. Своё дело они переняли от отцов. На вопрос, почему театр, Василий Николаевич отвечает:

— Интереснее создавать декорации — они все время разные, чем в какой-нибудь организации делать одинаковые окна и двери.

Декорации к каждому спектаклю создаются по чертежам главного художника. На техсовете, где собирается весь технический персонал, обсуждается будущее устройство декораций: разборные, неразборные, подвижные, неподвижные. В столярном цехе начинается создание декораций, потом деревянная часть передается художникам-бутафорам. Они обклеивают декорации тканью, художники их расписывают.

Сейчас столяры работают над декорациями для «Каштанки». В мастерской стоит деревянный стул, а в коридоре такой же, только раз в 10 больше, как будто его изготовили для великана. Заметив мое удивленное лицо, работники пояснили, что Каштанку будет играть человек, и актердолжен будет находиться под стулом.

По сравнению с прошлыми годами, сейчас выходит меньше премьер. Но работы от этого нисколько не убавляется.

— Старые декорации и реквизит приходится чинить. Вот банкетки потерлись в фойе — перетягиваем. Всем помогаем, все делаем для ТЮЗа, — с улыбкой говорят столяры.

Владимир Крутов рассказывает:

— Все делается по старинке, оборудование простое, – но это не мешает мастерам создавать удивительные декорации. Столяры с гордостью показали мне мебель из спектакля «Мой милый Плюшкин»: огромный серый резной шкаф, массивные стулья, которые в 3-4 раза тяжелее обычных. Их даже трудно передвинуть! Это для прочности. Но делаются и облегченные декорации для того, чтобы актер с легкостью переносил их с места на место во время спектакля.

Сцена носит одежду

— Пришёл, посмотрел, научился, – говорит Владислав Журавлёв о своем приходе в монтировочный цех ТЮЗа. Работа машинистов сцены требует больших физических усилий. Штанкеты (то, на чем держатся декорации, одежда сцены и иногда свет) приходится поднимать и опускать вручную с помощью каната.  Штанкеты в свою очередь держатся на тросах.

Об одежде. Есть пять видов одежды сцены или, как шутливо говорит Владислав, «тряпочек»: антрактно-раздвижной занавес, арлекин, падуги, кулисы и задник. Первые два мы видим, когда занавес ещё опущен. Кулисы скрывают боковое пространство сцены, а падуга — верхний механизм.

Задник — это фоновое оформление спектакля. Также он скрывает декорации.

Специальная одежда есть и у самих машинистов сцены — чёрная, белая, красная, в зависимости от спектакля. Они незаметно сменяют декорации, поэтому и должны «сливаться» с фоном. Вообще, как и актеры, машинисты сцены должны учить сценарий, чтобы знать о своевременной смене декораций.

Трудовой день работника сцены начинается утром и заканчивается вечером, порой приходится работать без перерывов. По сути машинисты сцены, как и другие работники, посвящают все свое время театру. Владислав, разведя руками, с добродушной улыбкой говорит:

— Театр – моя семья.

Кухонный светильник

Осветителя, Кирилла Фильчева, мне удаётся застать на сцене. Он как раз «надевает» на штанкет падугу, готовит зал. «Немного тут, немного там», — говорит он про себя.

Кирилл окончил Астраханское художественное училище им. П. А. Власова по направлению «дизайн». Чтобы работать со светом, пришлось освоить аппаратуру.

У каждого спектакля свое световое сопровождение. Наравне с костюмами и декорациями, свет — важный элемент оформления. Подготовка к спектаклю начинается с проверки осветительной аппаратуры и диммеров, то есть светорегуляторов. Спектакль ведется из специального помещения: за зрительскими рядами есть два окошка: в верхнем радиоцех, в нижнем – осветительный.

На софитах (металлических конструкциях для подвеса осветительных приборов) висят интеллектуальные головы, управляемый с помощью пульта свет и прожекторы. Для меня это все просто светильники. «Кухонные светильники», — иронизирует один из машинистов сцены, передвигающий «тряпочки».

— Это у тебя дома на кухне светильники, — шутя парирует Кирилл, – а это прожектора.

Работа каждого здесь рискованная, поэтому регулярно проводится инструктаж по технике безопасности. Без неё здесь никак.

Свет, звук, костюмы, декорации и их смена кажутся нам чем-то естественным, что лишь дополняет спектакль. Но аплодируя на бис, зритель должен благодарить не только актеров на сцене, но и тех, кто работает за ее пределами.

Диана Аскерова
ШОД, 11 класс

Поиск
Контакты
  • 414038, г. Астрахань, ул. Мусы Джалиля, 4

  • Тел.: 8 (8512) 51-60-22

  • Касса: 8 (8512) 51-28-89

  • Email:info@astratuz.ru

Вакансии
  • Работа в ТЮЗе

© Государственное автономное учреждение культуры Астраханской области "Театр юного зрителя" 2022 г.

Карта сайта