Актёры закулисья или кому не дарят цветов
Мало кто хочет в наше время быть человеком рабочей специальности – выпускники стремятся попасть в «белые воротнички». Но не юристы же с экономистами работают на заводах, строят дома и устраняют течь в трубах. На рабочих профессиях держатся все общественные коллективы, в частности театральный. В Астраханском Театре юного зрителя работают не только актеры, но и машинисты сцены, осветители, электрики, звукооператоры, столяры, бутафоры и костюмеры.
Стул для великана
Повсюду доски, деревянная мебель, на рабочих столах различные инструменты, вырезанные детали, опилки, канистры, лампы и еще много чего другого. В столярном цехе ТЮЗа работают всего два человека — Василий Берников, заведующий цехом, и Владимир Крутов, макетчик театральных постановок. Своё дело они переняли от отцов. На вопрос, почему театр, Василий Николаевич отвечает:
— Интереснее создавать декорации — они все время разные, чем в какой-нибудь организации делать одинаковые окна и двери.
Декорации к каждому спектаклю создаются по чертежам главного художника. На техсовете, где собирается весь технический персонал, обсуждается будущее устройство декораций: разборные, неразборные, подвижные, неподвижные. В столярном цехе начинается создание декораций, потом деревянная часть передается художникам-бутафорам. Они обклеивают декорации тканью, художники их расписывают.
Сейчас столяры работают над декорациями для «Каштанки». В мастерской стоит деревянный стул, а в коридоре такой же, только раз в 10 больше, как будто его изготовили для великана. Заметив мое удивленное лицо, работники пояснили, что Каштанку будет играть человек, и актердолжен будет находиться под стулом.
По сравнению с прошлыми годами, сейчас выходит меньше премьер. Но работы от этого нисколько не убавляется.
— Старые декорации и реквизит приходится чинить. Вот банкетки потерлись в фойе — перетягиваем. Всем помогаем, все делаем для ТЮЗа, — с улыбкой говорят столяры.
Владимир Крутов рассказывает:
— Все делается по старинке, оборудование простое, – но это не мешает мастерам создавать удивительные декорации. Столяры с гордостью показали мне мебель из спектакля «Мой милый Плюшкин»: огромный серый резной шкаф, массивные стулья, которые в 3-4 раза тяжелее обычных. Их даже трудно передвинуть! Это для прочности. Но делаются и облегченные декорации для того, чтобы актер с легкостью переносил их с места на место во время спектакля.
Сцена носит одежду
— Пришёл, посмотрел, научился, – говорит Владислав Журавлёв о своем приходе в монтировочный цех ТЮЗа. Работа машинистов сцены требует больших физических усилий. Штанкеты (то, на чем держатся декорации, одежда сцены и иногда свет) приходится поднимать и опускать вручную с помощью каната. Штанкеты в свою очередь держатся на тросах.
Об одежде. Есть пять видов одежды сцены или, как шутливо говорит Владислав, «тряпочек»: антрактно-раздвижной занавес, арлекин, падуги, кулисы и задник. Первые два мы видим, когда занавес ещё опущен. Кулисы скрывают боковое пространство сцены, а падуга — верхний механизм.
Задник — это фоновое оформление спектакля. Также он скрывает декорации.
Специальная одежда есть и у самих машинистов сцены — чёрная, белая, красная, в зависимости от спектакля. Они незаметно сменяют декорации, поэтому и должны «сливаться» с фоном. Вообще, как и актеры, машинисты сцены должны учить сценарий, чтобы знать о своевременной смене декораций.
Трудовой день работника сцены начинается утром и заканчивается вечером, порой приходится работать без перерывов. По сути машинисты сцены, как и другие работники, посвящают все свое время театру. Владислав, разведя руками, с добродушной улыбкой говорит:
— Театр – моя семья.
Кухонный светильник
Осветителя, Кирилла Фильчева, мне удаётся застать на сцене. Он как раз «надевает» на штанкет падугу, готовит зал. «Немного тут, немного там», — говорит он про себя.
Кирилл окончил Астраханское художественное училище им. П. А. Власова по направлению «дизайн». Чтобы работать со светом, пришлось освоить аппаратуру.
У каждого спектакля свое световое сопровождение. Наравне с костюмами и декорациями, свет — важный элемент оформления. Подготовка к спектаклю начинается с проверки осветительной аппаратуры и диммеров, то есть светорегуляторов. Спектакль ведется из специального помещения: за зрительскими рядами есть два окошка: в верхнем радиоцех, в нижнем – осветительный.
На софитах (металлических конструкциях для подвеса осветительных приборов) висят интеллектуальные головы, управляемый с помощью пульта свет и прожекторы. Для меня это все просто светильники. «Кухонные светильники», — иронизирует один из машинистов сцены, передвигающий «тряпочки».
— Это у тебя дома на кухне светильники, — шутя парирует Кирилл, – а это прожектора.
Работа каждого здесь рискованная, поэтому регулярно проводится инструктаж по технике безопасности. Без неё здесь никак.
Свет, звук, костюмы, декорации и их смена кажутся нам чем-то естественным, что лишь дополняет спектакль. Но аплодируя на бис, зритель должен благодарить не только актеров на сцене, но и тех, кто работает за ее пределами.
Диана Аскерова
ШОД, 11 класс