Как создаётся сказка?
Вот-вот начнется оживленная подготовка к Новому году. Ёлку попышнее, подарки получше, мандарины поароматнее. А в Театре Юного Зрителя все цеха уже давно готовятся к представлению «Новогодние приключения в Простоквашино».
От кистей до краскопульта
Как только открываешь дверь цеха художественной росписи, в нос ударяет резкий запах краски. Начинает кружиться голова. Но работники цеха — Надежда Богатырева и Эльмира Карпенко — уже привыкли и проводят в помещении по восемь часов. Сейчас они работают над декорациями второго плана к новогоднему спектаклю. На жестком каркасе бутафорами натянута ткань, которую и расписывают девушки. Красиво.
На рабочем столе открытые банки с краской, кисти, клей и много еще разной тары и предметов непонятного мне предназначения. Внимание привлекают макеты декораций, созданные главным художником. Будущие декорации плоские, из бумаги. Беру пачку и перебираю как карты: задник, вставки. Как странно, держу в руках рисунок с ладонь, а рядом художницы работают над этой же декорацией, только в разы увеличенной.
Помимо текущей работы приходится подкрашивать и старые декорации. Но бывает, что требуется не обновлять, а старить. Например, для спектакля «Мой милый Плюшкин» мебель приходилось тереть тряпками, размазывать краску, чтобы придать потрепанный временем вид.
— Над каждым спектаклям работать интересно. Но сказочные постановки — самые трудоемкие, они должны быть красивыми и яркими, — признается Эльмира.
Помимо кистей, художницы работают с компрессором или как его еще называют, краскопультом, распыляющим краску, как баллончик. Конструкция тяжелая и внушительная, но девушки справляются и с ней.
По стечению обстоятельств
Вера Бачурина и Любовь Каменских работали в ателье. Однажды к ним поступил заказ из театра, который не успевал пошить костюмы к «Снежной королеве». Выполненная работа театру понравились, и швей пригласили в пошивочный цех ТЮЗа.
— О театре и не мечтала. Но по стечению обстоятельств мы здесь уже 25 лет, — говорит Любовь Александровна.
На манекене пальто почтальона Печкина. Смотрю и завидую: широкий крой и коричневый цвет так удачны, что его легко можно носить и в повседневности. Только в сценическом пальто нет подкладки. В приталенном синем костюмчике на сцене будет щеголять мама дяди Фёдора. Эскиз костюма подписан: «Мама Римма». На столе лежит плюшевый комбинезон Шарика, очень приятный и мягкий на ощупь.
Художник приносит в цех рисунок костюма, а конструкцию продумывают уже швеи. На вопрос, может ли художник нафантазировать невыполнимый костюм, женщины в один голос протяжно отвечают: «О-о-о, бывает, бывает…».
Когда все вопросы улажены, создается рабочий эскиз, потом снимаются мерки, делается лекало и костюм наметывается.
Дальше на примерку приглашается артист. Швеи признаются, что с актрисами работать сложнее, нежели с актером — женщине всегда хочется выглядеть лучше. Мужчинам не так привередливы — говорят, мастерством возьмем!
Пошитый костюм передается в отделочный цех, где его дорабатывают. Например, на сшитую блузку мамы Риммы добавили синих ленточек в горошек.
Шпильки-невидимки
Работу этого цеха зрители чаще всего не замечают — качественный грим и прическа органичны с костюмом и образом в целом. Порой трудно представить, что актёр не носит усов в реальной жизни или что актриса — не кудрявая блондинка, а прямоволосая брюнетка. Работа окончательного перевоплощения актеров возложена на гримера-постижера Ольгу Боженко. Из кучи париков на столе сразу узнаю парик мамы Дяди Фёдора — аккуратное каре с челочкой. В гримерно-постижерном цехе ТЮЗа хранится около двухсот самых разных париков: и высокие прически придворных дам, и лохматая шевелюра Волка, и много других. По правилам личной гигиены у каждого актера свой парик, который, если нужно, стирается.
Для перевоплощения актеров используется специальный театральный грим — маслянистый и плотный. Но бывают спектакли, где нужно только выделить косметикой глаза, губы, чтобы со сцены лицо не казалось белым полотном.
Во время спектакля один из гримеров обязательно сидит на спектакле, чтобы поправлять грим или прическу.
— Сидим со шпильками, невидимками, лаком для волос, расческами, чтобы успеть все поправить. Под парик надевается сеточка, вся конструкция прочно закрепляется. Актер может пробыть в парике час-полтора, потом прибегает с просьбой снять его — от него болит голова. Обилие шпилек оправдывает, иначе парик может упасть. Но пока таких случаев не происходило.
В Новый год есть возможность почувствовать себя в сказке — красивой и искрящейся. Театр Юного Зрителя точно создаст праздничное настроение. Важно только помнить, что сказка создается руками человека.
Диана Аскерова, газета «Мы Можем!»