Она появилась внезапно.
Забрала их жизни, лишив их возможного завтра.
Помню, как прабабушка рассказывала, что сразу после выпускного весь ее класс отправили копать окопы. Юные, наивные они до конца не понимали, куда едут и что их ждет. А вид трассирующих пуль, цветных и ярких, одновременно завораживал и ужасал. Через год мальчиков направили на фронт, вернулись всего несколько человек. А девочек – опять на окопы. Повзрослеть пришлось быстро, буквально за считанные дни. Ужасы Великой Отечественной войны оставили глубокий отпечаток у моей прабабушки, как и у всего ее поколения. Её уже нет в живых, но именно эти воспоминания, адаптировали для меня войну не просто в сухую дату в учебниках истории, а во что-то более личное, как часть моей семьи, скорбь утраты.
Начинаешь проводить параллели со своей жизнью. О том, как я росла, насколько беззаботным было мое детство. Тутник, зеленые абрикосы, гонки на велосипедах… Понимаешь, что всего этого могло бы и не быть. Чувство благодарности растет с каждым прожитым днем.
Сейчас некоторые довольно сильно «ругают» современных подростков. Мол, ничего не ценят, не знают, не помнят. Да и у кого узнавать и учиться? К сожалению, сейчас не все родители рассказываю о подвигах предков своим детям, хотя в каждой семье были те, кто лично соприкасался с ужасами военных лихолетий. В школе для уроков истории о том периоде отводиться не так много учебных часов. А очевидцев этой трагедии с каждым годом становиться все меньше и меньше. И наступит тот момент, когда их не останется совсем. Неужели все так плохо с нашим, так сказать, будущим?
Ответ на свой вопрос мне все же, найти удалось. Не в книгах, интернете или на улице. А в театре Юного зрителя на постановке спектакля по балладе белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня». Истрия, основанная на реальных событиях о четырех девочках, вчерашних школьницах. Они во время начала Белорусской наступательной операции прошли специальную подготовку и были заброшены в тыл врага.
Перед спектаклем, зал понемногу наполняется тинеджерами. Бурные обсуждения, смех. У меня закрался вопрос: а поймут ли?
Гаснет свет. Все замирают. Взгляды прикованы к сцене. И вот ты уже не зритель, ты часть спектакля. Режиссеру Андрею Радочинскому, на мой взгляд, удалось найти подход к сидящим здесь людям. Каждое действие доходит до сердца, не оставляя ни кого равнодушным.
Парадокс, в спектакле не показаны ни выстрелы, ни смерть, ни кровь. Все то, что по идее ассоциируется с войной. Даже присутствует легкий юмор. Но это наоборот подчеркивает трагизм происходящего. Зрителю все же удалось уловить главную мысль: женщинам не место на войне. У них другое предназначение. К сожалению, ситуация такова, что у этих юных девушек другого выбора не было. Как и тысячи других представительниц советского народа, вставших плечом к плечу с мужчинами на защиту Отечества. Это подчеркивается в одной из фраз героя спектакля – разведчика капитана Михасева, которого играет ведущий мастер сцены Станислав Журавлев: «Женщина на войне – это позор для мужчины».
Действие близится к концу. Из четырех девушек выжила только одна. Даже здесь смерть погибших подруг показали в виде трех голубок, как символ их душ. И ты уже не замечаешь, как по щекам катятся слезы.
Включается свет, выходят артисты, поклон. Зал аплодировал стоя. Все-таки поняли. Уверена, наше будущее поколение не настолько потеряно. Просто инструменты донесения информации несколько изменились. Пока будут такие спектакли, пока будут говорить о подвиге наших прадедушек и прабабушек, об этом не забудут. Ведь, как говорят, мы живы, пока нас помнят.
М.С. Чернухина.