15.12.2022

Театр, который вызывал шок!

image

И вновь дата, на которую стоит обратить внимание. 15 декабря 1913 года в петербургском Луна-парке начались первые в мире спектакли «футуристов театра». Таких спектаклей зрители еще не видывали. Они вызывали шок.
Первой, например, давалась опера «Победа над Солнцем» (текст либретто написал Алексей Крученых, музыку – Михаил Матюшин, оформил постановку Казимир Малевич). Сюжет оперы строился на том, что бутафорские страшилища – Будетляне – вступили в битву с Солнцем.

Персонажи были одеты в геометрические фигуры, которые освещались прожекторами, и разговаривали на каком-то странном языке. Они называли себя людьми будущего – будетлянами. Это название придумал один из футуристов, наш земляк Велимир Хлебников.

Критика была безжалостной. Будетлян обзывали свихнувшимися художниками, бездарностями, наглыми лжедраматургами, людьми, повредившимися в уме. Самая короткая рецензия звучала так: «На — брр!.. Гле! — брр… Цы! Брррр!».

А они искали новые формы театрального представления. И находили.
Сегодняшний театр – это тоже постоянный поиск. Например, в Астраханском ТЮЗе две премьеры осени – это сложный синтез. «В поисках капитана Гранта» синтезирован из приключенческой классики и музыкального спектакля. А «Буратино. 2087» собран из старой сказки и технологических представлений о кибернетической среде будущего. Это тоже казалось необычным, но получило право на жизнь.

И футуризм в ТЮЗе помнят. Поставленный здесь спектакль «Хлебников. Своя любовь» в 2017 году высоко оценили не только зрители, но культурологи-хлебниковеды.

Приходите в ТЮЗ! Здесь интересно!