02.12.2019

Уроки любви дает астраханский ТЮЗ

image

Астраханский новостной портал – https://kaspyinfo.ru. 01.12.2019.

Может быть, спектакль  Астраханского  ТЮЗа «Отцы и дети» по одноимённому роману Ивана Тургенева ( премьера состоялась 29  ноября) нужно было назвать иначе — «Уроки любви»?

Потому что роман Тургенева главным образом не о конфликте отцов и детей, не о борьбе нового со старым, как нас учили в школе. Он о любви, и режиссёр спектакля Наталья Ковалёва ( Москва) прекрасно поняла этот посыл писателя.

И у этого яркого, музыкального спектакля, конечно, будет долгая жизнь. О каком ещё  спектакле у нас рассказывали в день премьеры на федеральном канале «Культура»? Какой спектакль так безоговорочно дружно приняла публика самого разного возраста? Прежние  недавние спектакли ТЮЗа, поставленные приглашёнными режиссёрами, в основном хвалила в социальных сетях молодёжь. Старшее поколение, как правило,  болезненно воспринимает любые уходы от классики к современности.

А этот спектакль, кстати,  и не нуждается в особой адаптации к нашему времени. Роман»Отцы и дети» художественный руководитель театра Сергей Тараскин совершенно справедливо считает одним из самых современных и актуальных, несмотря на то, что он был написан в позапрошлом веке. Тараскин и заразил этим романом режиссёра Наталью Ковалёву, когда она приехала этим летом в Астрахань  на театральный  фестиваль -лабораторию » Верю!», предложив поставить его на сцене ТЮЗа. «Я понял, что мы с ней говорим на одном театральном языке,  у нас одна театральная группа крови», -сказал он на встрече с журналистами.

Ну, а работать с таким блестящим режиссёром, как Наталья Ковалёва, это безусловно, большая удача для всего коллектива театра, нескончаемый мастер -класс, в том числе и для тех, кто не участвует в спектакле. У Ковалёвой огромный опыт работы с главным театральным мэтром страны, Юрием Любимовым, она 30 лет проработала в театре на Таганке, она и сейчас преподаёт в Театральном институте им. Щукина. Она поставила спектакль «Наш класс»  по пьесе Слободзянека в одном из лучших театров страны,   театре им. Вахтангова,  его  привозили прошлым летом в Астрахань.

Конечно, её изумило предложение Сергея Тараскина поставить  спектакль именно по роману «Отцы и дети». А о том, что в ТЮЗе собираются  пригласить в Астрахань Базарова, говорили в наших театральных кругах ещё весной.. Всё -таки это достаточно сложный, многоплановый роман, а не пьеса. Ставили его даже на лучших театральных сценах страны ( в МХАТе, малом, театре Табакова) с  разными  инсценировками. Вот и Ковалёва сама делала инсценировку  романа.

Удалось ли ей понять и перенести на сцену всё,  что задумал Тургенев? Ну, об этом мог бы судить, наверное, только сам писатель.  Но однажды, когда был задуман новый творческий  ход, в дверь репетиционного зала негромко постучали. Наталья Ковалёва рассказала об этом случае журналистам :» Дверь открыли — а там никого! Я сказала : «Это Тургенев постучал! Значит, мы всё делаем правильно!»

Мне кажется, «Отцы и дети» — один из самых сложных, загадочных  романов Тургенева, и он  недооценён, недопонят. Слишком много в нём граней и  пластов. Один из таких пластов, самый тонкий,  чувственный и положен в основу спектакля. Тургенев ясно даёт понять, что отцы и дети преодолеют непонимание, если заговорят на одном языке, на языке любви. Стал понимать этот язык и Базаров, получивший мощные прививки любви. Именно поэтому он в конце спектакля просит Одинцову позаботиться о его стариках.

Но почему в романе именно такой финал? Чем не устроил писателя главный герой? Может быть, тем, что говорит на языке любви с явным мужским акцентом? Стремится унизить женщину, подмять, поставить ниже себя? А ведь Тургенев так обожествлял, так ценил женщин… И вот это  чисто мужское поведение Базарова, которое он считает единственно правильным, и отталкивает от него влюблённую  в главного героя Одинцову. Хотя эта влюблённость, ярко очерченная в романе, почти незаметна в игре Лии Альмяшевой… Она ведёт себя, как Снежная королева. Хотя, возможно, это режиссёрский ход, чтобы не усложнять спектакль.

Ну, а Базаров (Иван Быков) великолепен. Он просто врос в своего героя. Безусловно, это лучшая роль молодого артиста, которому всего 23 года. Хотя он уже побыл и Валентином («Валентин и  Валентина»), и Дубровским.

Одно пожелание театру: показывать этот спектакль почаще!

Источник публикации