09.03.2023

В образе: костюмированное интервью с артистами ТЮЗа

image

Астракульт. Н. Соболева. 09.03.2023

10 марта Астраханскому ТЮЗу исполняется 90 лет. К этой дате мы решили подойти творчески и необычно. А что может быть необычнее любимых артистов вне сцены, но по-прежнему в образе? Специально для АстраКульта они показали нам, как происходит сказочное перевоплощение перед спектаклем, поучаствовали в театральной фотосессии, а заодно — рассказали об интересных ролях и родном театре. 

Спасибо Астраханскому ТЮЗу — за предоставленную возможность!

Первое место встречи – театральная гримерка. Вокруг зеркала, реквизит, столики с косметикой и всевозможными приспособлениями для нанесения грима. Здесь костюм актера, его прическа (или парик) и лицо соединяются в цельный образ, который зритель уже увидит на сцене. Кстати, многие актеры наносят грим самостоятельно.

КОНСТАНТИН ХАХЛЕВ

Будучи уже в костюме Кощея Бессмертного, Константин Хахлев накладывает темные тона на лицо и буквально на наших глазах превращается из обаятельного актера в злодея сказки. Интересно, что Кощея Константин играет уже в третьей постановке, трудно представить другого артиста в этой роли – настолько он вписывается в образ.

 Вспоминаю курьезный случай, связанный с первым Кощеем, которого я играл. По сценарию, в определенный момент я взлетал над сценой с помощью надетых на меня парашютных строп. И взлетев, оставался наверху несколько минут до наступления антракта, во время него-то меня и должны были спустить. И вот однажды, снова эффектно взлетев над сценой, я по обыкновению ждал там антракта, но меня все не спускали. В результате я провисел там весь антракт, пока обо мне не вспомнили.

Константин признается: театр занимает большую часть его жизни.

 Шекспир сказал, вся жизнь – театр… В той или иной степени мы все играем роли: кто-то — главные, кто-то – второстепенные, большие или маленькие. На сцене надо играть эти роли с любовью и стараться донести до зрителя что-то доброе.

АННА МАКСАКОВА

Для комичного образа Секретаря суда из постановки «О хороших, в сущности, людях» актриса стремительно наносит белый цвет на лицо, а потом переходит к ярко-красной помаде.

 Самому грим делать удобнее: ты знаешь характеристики своего лица; знаешь, в каком эмоциональном состоянии сегодня и какие черты лица лучше с помощью грима спрятать, а какие наоборот – выделить. Так и входишь в спектакль, сам себя преобразив. Иногда бывает такое феерическое настроение, что работа над гримом становится настоящим шедевром! Эту роль я очень люблю и благодарна режиссеру Андрею Радочинскому, что взял в такой хороший спектакль.

Актриса вспоминает, что впервые оказалась в ТЮЗе, когда ей было 6 лет.

 На сцене Кощей Бессмертный колдует над царевной, чтобы она исчезла. Гаснет свет и включается слишком рано — так, что царевна не успевает окончательно спрятаться в сундуке. Из всего спектакля я почему-то запомнила именно этот момент, но театр полюбила раз и навсегда.

ДМИТРИЙ ЮНИЦКИЙ

«Мой милый Плюшкин» — один из самых знаковых спектаклей в его театральной судьбе. Астраханскому ТЮЗу он посвятил уже 24 года.

 Каждый этап жизни ознаменовывается какой-то ролью. Когда мне было 25 лет, такой ролью стал Сашка Пыжов из «Страсти по Торчалову». Еще одна — бенефисная роль Плюшкина, она  очень непросто мне далась – нужно играть шесть возрастов персонажа, с 70-летнего до 20-летнего. Так еще играть от старого к молодому, в обратной перспективе. Это значит, что в одной сцене мы показываем старость героя, а в следующей — события, предшествующие первым. Но тем они и интересны, эти сложные роли — это эксперимент для артиста, возможность доказать себе самому что-то, доказать зрителю, что ты можешь играть не только комедийных персонажей, но еще и драматических.

Мне нравятся костюмы из мешковины, просторные, они не обязывают ни к чему, как строгие костюмы. Мой персонаж из постановки «Академия смеха» полная моя противоположность, вот это самое сложное: надо натягивать на себя личину другого человека.

 Театр —  мое призвание, и дом родной, и профессия, и семья. Когда впервые вышел на сцену, уже и не помню, но к вопросу, страшно ли было: конечно. Вообще, хорошего артиста всегда перед премьерой трясет. Это как с парашютом прыгать – второй раз страшнее, чем в первый. Бывало, и текст забыл – ох уж этот всем известный белый лист. Любому актеру может присниться страшный сон, где он выходит на сцену и не знает, что сказать.

КСЕНИЯ ВОЛОШИНА

Вот так однажды, в этом легком небесно-голубом платье перед нами предстала Лилиан Дюнкерк в постановке «Жизнь взаймы». Нежный образ воплотила в жизнь актриса Ксения Волошина.

 Когда я прочла сам роман Э.М. Ремарка, мгновенно прониклась своим будущим персонажем. Тогда я еще не знала, кого буду играть, но мечта уже сформировалась и она сбылась. Хотя оказалось немного сложно играть такую роль — девушка больна туберкулезом, ей осталось совсем недолго жить. Примерять на себя такой образ было нелегко. После репетиций, уже дома, я продолжала думать о героине, продумывать ее действия и мысли. И сейчас, с каждым новым спектаклем открываются какие-то новые чувства, новые смыслы. Это одна из любимых моих ролей.

Полнейшая противоположность этому образу — роль Петуха в спектакле «Клочки по закоулочкам».

 Я и сама родилась в год Петуха, поэтому я шутила, что это моя знаковая роль, мол после нее меня обязательно ждет что-то интересное. Так и получилось — после этого я получила роль Лилиан. Она важна для меня еще и потому, что это первая серьезная работа, Красный зал… огромная сцена… все акты я почти не ухожу за кулисы. Кстати, нас часто спрашивают: как запоминать столько текста? Я никогда не зубрила, это происходит само во время репетиции, в процессе текст ложится сам.

Ксения увлеклась театром еще с детства. Получила профессию актрисы, но несколько лет путешествовала и не играла в театре. И все же, вернулась в Астрахань и поняла, что театр был самым счастливым временем в ее жизни.

 Теперь я актриса, мне интересно наблюдать, как с каждым новым сыгранным персонажем части его характера как будто отпечатываются на моей личности и делают меня шире, опытнее.

ЛИЯ АЛЬМЯШЕВА

Один из самых необычных спектаклей в астраханском репертуаре — «Ха, Ха и Ха». Его творческая жизнь начиналась  еще с Учебного театра консерватории, где учились тогда будущие актрисы ТЮЗа. Три Ха — три личности Даниила Хармса. Лия Альмяшева сыграла одну из них.

 Существуют три персонажа в спектакле — три яркие краски, которые есть в характере главного героя. Это веселый, юморной Хармс — он любил шутить, иронизировать. Второй — Хармс  романтичный, потому что он также влюблялся, и любовь на него сильно влияла. Третий Хармс – депрессивный, высокомерный и грустный. Мне такой нравится играть эту роль, потому что во мне есть эта черта и во время спектакля я люблю ее хорошо прожить, проиграть, прочувствовать — так разряжается какое-то психологическое напряжение во мне.

Лия признается: каждая роль для нее что-то значит.

 Везде я ищу себя, над каждой ролью работаю кропотливо. Театр — дело моей жизни, огромная любовь. Это искусство, которое сейчас отражает то, что происходит на психологически энергетическом уровне в людях. Когда создается спектакль, каждый его участник — режиссер и актёры — привносит что-то свое. Мы рассказываем то, что находится внутри каждого из нас, через произведение, написанное 100 лет назад или совсем недавно. То есть это показывает, на каком сейчас уровне душа человека, что она проживает, что ей сейчас интересно, показывает уровень развития человечества — эмоционального, интеллектуального, душевного.

МИХАИЛ ЦЕПЛЯЕВ

А для этой роли — Кота из «Каштанки» — ее исполнителю Михаилу Цепляеву нужно было сначала обучался еще одному непростому искусству: ходьбе на джампах.

 Все артисты помогали мне на репетициях, пока я учился ходить и прыгать на джампах. Поначалу было сложно, но не страшно, даже после падения страх не пришел.

Одной из своих любимых ролей актер называет роль Аркадия Кирсанова в спектакле «Отцы и дети».

Мой секрет перевоплощения в другого человека — отключиться от внешнего мира и жить ролью. Я получаю удовольствие от игры на сцене, а после того, как тебя зритель благодарит аплодисментами, твой внутренний двигатель начинает работать лучше. Театр — большая часть моей жизни.

ВАНДА БЛИНОВА

В спектакле «Сказка о золотом петушке» она, что называется, «вводная». Ванда должна была в сжатые сроки подготовиться к роли в связи с отсутствием основной актрисы (Арина Глазкова ушла в декретный отпуск).

 В постановке много песен, я учила их так: Арина пела мне в голосовом сообщении, как должна звучать песня, а я пела ей в ответ, для проверки. Так все и получилось.

Один из самых любимых сегодня спектаклей у Ванды Блиновой – «Драма на охоте», где она играет Цыганку.

 Она совершенно несвойственна мне: другой образ, противоположный характер. А то, что не похоже на меня, мне всегда интересно. Еще одна моя любимая роль – Софья из «Последних» режиссера Андрея Радочинского. Образ сложный, в нем можно расти, так как с возрастом многие вещи, которые беспокоят героиню, становятся более понятными. Это роль не на один раз, в этом образе всегда есть о чем подумать, осмыслить что-то новое.

 Сказать, что театр – моя вторая семья, ничего не сказать, я уже более 12 лет работаю здесь. Жизнь и театр взаимосвязаны.

ЕКАТЕРИНА ЯКШИНА

Екатерина, что называется, в образе – грустный взгляд, коричневое платье, мишка рядом. Такой ее полюбили зрители в спектакле «Последние» по пьесе Максима Горького.

 Роль Веры для меня очень важна. Я люблю этого персонажа за непосредственность, влюблённость в мир, искренность. Сложный момент для меня в ее взрослении — персонаж ломается, меняется мышление, она разочаровывается в мире, в людях, а главное — разочаровывается в своей семье. Из маленькой девчонки она превращается в сломанную женщину, Вера теряется…

В завершении актриса поделилась с нами своими мыслями о театре:

 Театр – это отражение нашего мира, нашего общества, наших мыслей и переживаний. Театр – место, где ты не будешь чувствовать себя одиноким: ты сидишь в зрительном зале, с тобой разговаривают со сцены. Если зритель выходит из зала,  переживая, обдумывая увиденное, миссия актера выполнена.

Источник