22.07.2024

Взгляд на спектакль изнутри: художественное оформление постановки.

image

Астраханский театр юного зрителя продолжает серию публикаций о том, как создается спектакль. Сегодня рассказ пойдет о художественном оформлении постановки.

Художественное оформление – это визуальный образ спектакля. Над этим трудится художник-постановщик. Совместно с режиссером он обговаривает то, какой будет сценография. Из этого диалога рождаются эскизы. Позже они перерастают в макет. На этом этапе решаются вопросы, связанные с пространством, масштабом и цветом. Разные факторы влияют то, какой будет сценография. Параметры сцены, форма спектакля (стационарная, выездная), световое оформление, использование круга сцены и штанкетов, количество задейстовованных актеров. После того, как все эти вопросы решены, цеха приступают к воплощению задуманной художником сценографии. Для этого он совместно с заведующим постановочной частью создает чертежи и выбирает необходимые материалы.

Стоит отметить, что декорации могут быть разными: жесткими и мягкими.

В первом случае – это различные конструкции, установленные на сцене. Чаще всего они выполнены из дерева, металла, пластика и т.п. материалов.

Во втором – это кулисы, падуги, задники, подвешенные на штанкеты.
С началом репетиций происходит выгородка. На сцене появляется мебельная группа, станки и ставки. Это делается для того, чтобы актер, выходя на сцену после читок, хорошо чувствовал себя в сценическом пространстве. При этом работа художника-постановщика не заканчивается, он и дальше осуществляет контроль над выпуском спектакля, следит за работой цехов.

В художественное оформление также входит и внешний облик персонажей. То, как он будет выглядеть, во что одет, решает художник по костюмам. Он обговаривает это с режиссером и художником-постановщиком. Параллельно с созданием сценографии всегда идет пошив костюмов. Сценический наряд должен быть не только красивым, но и удобным, т.к. в спектакле могут использоваться танцы или акробатические трюки. Помимо этого, расцветка костюмов не должна идти в разрез с цветовой гаммой сценографии.
Если во внешнем облике персонажа присутствуют, например, короны и шляпы, то к работе подключается художник по головным уборам. Причем в этой роли могут выступать совершенно разные предметы. В спектакле «Алиса в стране чудес» головной убор Графини состоит из небольшой горы подушек.

Большую роль на сценографию и костюмы оказывает драматургический материал. Если пьеса носит исторический характер, то художникам предстоит изучить особенности эпохи, в которой происходит действие постановки. Если режиссер работает в экспериментальном театре, то художник должен обладать нестандартным мышлением. Если на сцене ставятся сказки, то тогда художник учитывает особенности целевой аудитории: дети любят чудеса. Поэтому работа театральных художников – это всегда неограниченный полет фантазии.