23.07.2024

Взгляд на спектакль изнутри: музыкальное оформление постановки.

image

Взгляд на спектакль изнутри: музыкальное оформление постановки

Астраханский театр юного зрителя продолжает серию публикаций о том, как создается спектакль. Сегодня рассказ пойдет о музыкальном оформлении постановки.

Музыкальное оформление спектакля состоит из нескольких частей. В первую очередь режиссер определяется с тем, каким должно быть звуковое оформление в его постановке. Например, песни будут звучать фоном или актеры станут исполнять их. Какой будет музыка. Эти вопросы решаются совместно с заведующим музыкальной частью или с композитором. Сюда же относятся разного рода шумы: стук колес поезда, раскат грома, плеск воды, телефонный или дверной звонок и тому подобное.

После этого режиссер начинает использовать выбранную музыку на репетициях. От каких-то шумовых эффектов и композиций он может отказаться, какие-то наоборот добавить. Так выстраивается партитура звукового сопровождения спектакля. Для чего она нужна? Она помогает работникам радиоцеха следить за ходом спектакля и в нужный момент в конкретной сцене включать соответствующую музыку. Также они регулируют длительность исполнения композиций. Как правило, на каждом спектакле дежурит один звукорежиссер.
Иногда песни используются в театральной постановке не только как фоновое оформление. Актеры поют их самостоятельно. Например, в спектакле «Прощание с Матерой» жительницы деревни исполняют частушки. В пушкинском «Дубровском» герои поют гимн «Гром победы, раздавайся!».

К музыкальному оформлению постановки также относятся танцевальные номера. За них отвечает хореограф. Танец в спектакле несет свою смысловую нагрузку. На создание хореографического номера влияют разные моменты: параметры сцены, расстановка декораций, физические возможности актера, сценически костюм. Бывают сложные костюмы, которые сковывают движения артиста. Так случилось и с танцем оживших рисунков главного героя в постановке «НЕ ЗНАЙ-КА!», из-за массивных костюмов он получился не сложным, но ярким.

Стиль танца во многом определяется стилем всей постановки, но так бывает не всегда. Например, в комедии «Старый друг лучше новых двух» героиня – жительница провинциального города. Подчеркнуть ее характер и вычурность движений позволила испанская музыка, под которую она танцует.

В некоторых спектаклях нет хореографии, но присутствует пластика. Что это значит? Пластическая сцена – это когда актеры совершают какие-то бытовые движения под музыку. Ярким примером тому служат такие постановки как «Каштанка» и «Фро».

Хореография – это уже непосредственно танец.